Что означает вода на Марсе? / Все новости / Главная

Две недели назад NASA сообщили о главном научном прорыве года – обнаружении на Марсе воды в жидком состоянии. Интерес общественности к марсианской тематике подогревает и фильм «Марсианин», прямо сейчас идущий в кинотеатрах всего мира.

Кое-кто даже пытается зарабатывать популярности планеты. Так, наиболее предприимчивые букмекеры Лас-Вегаса уже начали подсчитывать шансы того, какая организация первой доставит на поверхность Красной планеты людей. Лидирует пока частная компания SpaceX Илона Маска. Ее шансы победить в космической гонке букмекеры оценивают, как пять к одному. На втором месте – «Роскосмос» с шансами 60 к одному. Далее следуют NASA (80 к 1), «Европейское космическое агентство» (100 к 1) и Китайские госорганизации (300 к 1). Но не все так просто и однозначно. Есть ряд проблем, сопровождающих открытие.

Инфекционная безопасность

Теперь, когда наличие воды на Марсе подтверждено, ученым придется гораздо больше усилий прилагать для очистки космических аппаратов. Дело в том, что даже соленая вода может стать отличным домом для неприхотливых жизненных форм, которые в изобилии водятся на Земле. Еще в 1967 году Великобритания, СССР и США подписали «Договор о космосе». На данный момент около 100 государств мира, включая Украину, присоединились к этому договору. По большей части, документ оговаривает международные правила размещения вооружений на орбите или космических телах. Но, кроме прочего, страны-участники соглашения не имеют права заражать другие планеты земной органикой. С этим могут возникнуть проблемы.

Так, еще весной прошлого года в NASA разразился скандал, когда выяснилось, что знаменитый марсоход Curiosity отправился в экспедицию с живыми пассажирами на борту. По самым скромным оценкам, на Марс было занесено, как минимум, 65 земных бактерий.

Складывается забавная ситуация. Уже сегодня, при достаточном финансировании, человечество сможет отправить на Марс первых астронавтов. Но вот технологий для проведения абсолютно надежной дезинфекции пока не существует. Потому, вместо того, чтобы поближе изучить марсианскую воду, исследователи намерены всячески ее избегать. Так, марсоход, который полетит на Марс в 2020 году, будет направлен в регион Красной планеты, в котором, совершенно точно, нет никаких признаков жидкости.

Очистить от всевозможных бактерий живого человека вообще не представляется возможным. Потому, как ни прискорбно, обнаружение воды на Марсе может стать причиной того, что пилотируемый полет, который планировали на 2030 год, также столкнется с бюрократическими преградами.

Еще одна новая проблема связана с возвратом марсианских зондов на Землю. Следует понимать, что шансы наличия на Марсе туземных микроорганизмов в разы возросли с обнаружением воды. Потому возврат зондов с пробами марсианского грунта также может столкнуться с проблемами. Если земные микробы и бактерии могут пережить космический перелет, то, наверняка, на это будут способны и их собратья с соседней планеты. Исследователям придется придумать способ абсолютно надежной изоляции марсианских образцов. Ведь одно дело, когда речь идет о срыве эксперимента на Марсе, и совсем другое, когда возникает угроза заражения нашей собственной биосферы.