“Не выключай меня”. Почему машины кажутся нам живыми? / Все новости / Главная

Картины вроде “Мира Дикого запада” или “Бегущего по лезвию” рисуют будущее, где люди всячески притесняют искусственных созданий, подавляя их волю и не позволяя делать выбор. Но, судя по последним исследованиям, реальное будущее вряд ли будет похоже на фантастику.

Даже сегодня сложные машины кажутся многим людям почти живыми. Признайте, ведь мы постоянно разговариваем с компьютерами и даем имена своим автомобилям. Когда же речь заходит о мало-мальски человекоподобных роботах, мы начинаем испытывать к ним настоящие сочувствие и жалость. По крайней мере, об этом свидетельствует недавнее исследование, опубликованное в журнале PLOS.

 

“Не выключай меня”

Немецкие ученые провели интересное исследование с участием 89 испытуемых людей и маленького человекообразного робота Nao. Испытуемым предложили развивать учебные алгоритмы Nao, выполняя вместе с ним несложные задачи, вроде сортировки карточек с днями недели. На самом деле, эти задачи были лишь прикрытием для реальной цели исследования.

Согласно инструкции, после выполнения задач испытуемый должен был выключить робота. Но внезапно Nao начинал умолять не делать этого. “Нет! пожалуйста, не выключай меня!” - кричал робот. Также Nao признавался, что боится темноты и того, что уже не включится снова.

Робот заговорил с 43 из общего числа испытуемых. Из них 13 человек отказались выключить робота. Остальные 30 все же выключили Nao, но сомневались и принимали решение намного дольше, чем испытуемые, к которым робот вообще не обращался.

Позже испытуемые по-разному описывали свою реакцию. Некоторые говорили, что были удивлены “поведением” робота, другие - что им стало жаль его. Многие из тех, кто не стал выключать Nao, объяснили свое решение тем, что робот их об этом “попросил”.

Следует отметить, что все испытуемые понимали, что имеют дело с неразумной машиной, не обладающей сознанием. Но, столкнувшись с возражением, люди начинали воспринимать робота как существо, обладающее личностью. Или, по крайней мере, начинали раздумывать над его просьбой.

 

Медийное уравнение

Результаты исследования демонстрируют нам эффект, называемый “медийным уравнением”. впервые его в своей одноименной книге описали стэнфордские социологи Байрон Ривз и Клиффорд Насс. Еще в 1996 году эти ученые заметили, что люди относятся к различным медийным объектам, включая телевизоры, компьютеры и робототехнику, как к живым существам.

Кадр из фильма "Она". В будущем роман с чат-ботом может стать обыденным явлением

Другие исследования подтверждают наблюдения Ривза и Насса. К примеру, люди постоянно наделяют бесполые машины гендерными признаками. Конечно, для носителей славянских языков в этом нет ничего удивительного. Поскольку в нашем языке есть понятие рода, мы по-умолчанию делим все предметы на “он”, “она” и “оно”. Но в английском языке понятия рода нет. Понятия “он” и “она” в этом языке применимы только к живым существам, а все предметы определяют бесполым местоимением “it” (“оно”). Несмотря на это, даже англичане часто говорят о своих компьютерах или автомобилях в мужском или женском роде.

Также ученые замечают, что в “общении” с техникой люди постоянно следуют “правилу взаимного обмена”. Речь идет о социальной норме, при которой человек старается быть вежливым с другими, рассчитывая на ответную вежливость.

Основываясь на всем этом, ученые предполагают, что в будущем в отношениях формата “человек-человек” и “человек-машина” будет больше сходств, чем различий.

Тысячи лет человек оставался единственным разумным социальным существом на планете. Потому сегодня, столкнувшись с машинами, которые кажутся разумными и социальными, мы бессознательно переносим на них свой опыт межличностного общения, начинаем воспринимать роботов как людей.

К чему это приведет? Например, к тому, что достаточно продвинутый алгоритм, даже не обладающий самосознанием, сможет легко манипулировать чувствами человека. Вероятно, в будущем романы с чат-ботами и свадьбы с роботами станут не таким уж редким явлением.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: