Исследователи из США продемонстрировали технологию, которая может радикально изменить будущее электромобилей: они впервые сумели передать мощность в 190 киловатт тяжёлому электрическому грузовику прямо во время движения по трассе. Это сравнимо с потреблением сотни обычных домов — и всё это происходило на ходу, без остановки и без проводов.

Испытания прошли на четвертьмильном (около 400 метров) участке шоссе US 52/231 в Уэст-Лафайетте (Индиана). Команда Purdue University спрятала под слоем бетона систему динамической беспроводной передачи энергии — технологию, о которой давно мечтали разработчики электротранспорта. На тестовый трек вывели специально модифицированный электрический тягач Cummins Class 8, который уверенно держал скорость 65 миль в час (около 105 км/ч) и параллельно «подпитывался» от дороги.
По словам инженеров, эксперимент показал не только техническую осуществимость решения, но и его масштабируемость — а значит, в будущем такие дороги могут стать обычным явлением.
Как работает динамическая беспроводная зарядка
В основе системы лежат передающие катушки, встроенные прямо в дорожное полотно. Они создают магнитное поле, которое улавливают приёмные катушки под шасси грузовика. По сути, энергия течёт сквозь бетон в реальном времени, питая батареи без участия водителя.
Разработка специально адаптирована для бетонных дорог — именно они составляют наиболее загруженные участки американских магистралей. Хотя сама идея беспроводной зарядки для электромобилей не нова, мощности почти в 200 кВт на скорости шоссе в США ранее никто не достигал.

Профессор электротехники Purdue Диносиос Алиприантис отмечает: задача невероятно сложная. Нужно передать энергию на относительно большое расстояние, через плотный бетон, к движущейся цели, вес которой — десятки тонн. Уровни мощности во много раз выше, чем у любого бытового устройства, будь то смартфон или ноутбук.
Почему это важно
Тяжёлые грузовики — один из самых энергоёмких видов транспорта. Сегодня их электрификация ограничена размерами и массой батарей, а также длительным временем зарядки. Если же машина сможет пополнять запас энергии во время движения, аккумуляторы станут меньше и легче, а общее потребление сократится.
По словам Джона Крессе, главного инженера Cummins, тесты прошли «исключительно успешно». Он уверен: технология может стать переломным моментом для коммерческого автомобильного транспорта.
Дополнительный плюс — система, рассчитанная на тяжёлые грузовики, автоматически подходит для более лёгких автомобилей. Это может ускорить массовое внедрение динамической зарядки по всей стране.
Профессор Джон Хэддок из Lyles School of Civil and Construction Engineering считает, что такая инфраструктура способна полностью снять «страх дальних поездок» — проблему, с которой чаще всего сталкиваются владельцы электротранспорта. «Вы просто едете по дороге, а батарея сама пополняется», — говорит он.
