Стартап DriverNotes знает все об автомобилях / Все новости / Главная

Когда Александру Мозолюку в очередной раз пришлось ремонтировать свой старенький Mitsubishi Galant и опять записывать в блокнот купленные детали, он решил упростить себе жизнь. И придумал онлайн бортовой журнал автомобилиста – DriverNotes. Проект запустился пять лет назад, получил два раунда инвестиций, но до сих пор не вышел в ноль. Совладельцы уверены, что этот год станет более успешным.

 

Деньги и процессы

«У меня была машина, которая очень часто ломалась. Приходилось записывать, какие запчасти нужно покупать, какие средства потрачены. Так появилась идея создать специальную записную книжку для автомобилистов», – вспоминает Мозолюк. К 2009 году у него уже было около семи лет опыта работы в IT-компаниях на разных должностях – от дизайнера до менеджера проекта. Поэтому начинающий предприниматель решил, что вполне справится с собственным бизнесом. Мозолюк уволился с работы и стал заниматься DriverNotes, параллельно фриланся, чтобы заработать на жизнь. К разработке он привлекал знакомых программистов и верстальщиков. Первая версия проекта была готова в 2010 году. Мозолюк продемонстрировал ее пользователям одного из крупнейших в Украине автомобильных форумов. Потенциальной аудитории продукт понравился и стартапер начал искать финансирование для доработки сайта.

 

В 2011 году Мозолюк познакомился с Олегом Полтораковым. Выпускник Харьковской юридической академии, уже имел опыт предпринимательства. Он занимался юридической работой, связанной со строительным бизнесом, но после кризиса 2008 года обратил внимание на сферу IT. Кроме того, Полтораков оказался большим любителем автомобилей. Проект Мозолюка сразу его заинтересовал. «Когда Саша рассказал мне о своей идее создать бортовой журнал автомобилиста, я сперва решил, что интернет переполнен такими проектами.  Но оказалось, что ничего подобного ни в рунете, ни в мире просто не существует», – вспоминает Полтораков.

 

Юрист так загорелся перспективами проекта, что помог найти финансирование для DriverNotes. Его знакомые выделили примерно $60 тыс., а Полтораков стал коммерческим директором проекта. Ангельские инвестиции позволили доработать систему и нанять первых штатных сотрудников. Была начата работа над мобильными приложениями и проработка всех деталей сервиса, которые могли быть полезны пользователям. Создание готового продукта заняло около двух лет. Весной 2013 года инвестиции почти закончились. К этому времени уже работал сайт, на котором можно было вести учет своих расходов и контролировать время ремонта или замены запчастей, была начальная версия мобильного приложения и постепенно росла база пользователей. Причем, маркетинга продукта не было, все клиенты приходили по рекомендациям.

 

Чтобы получить второй раунд инвестиций, совладельцам пришлось попотеть. Денис Довгополый из BVU Group познакомил Мозолюка и Полторакова с Евгенией Дубинской, президентом инвестиционного холдинга Best Business Group (BBG). У нее были собственные разработки в сфере грузоперевозок, поэтому в автомобильной тематике бизнесвумен разбиралась. Переговорный процесс длился около 5 месяцев. За это время DriverNotes разработал бизнес-модель, определил схему монетизации проекта и точно знал, на какое количество пользователей может рассчитывать. В итоге, проект получил более $100 тыс. «У них очень хорошая, системная, грамотная команда. Плюс они решают интересную проблему и выбрали правильную бизнес-модель», - поясняет свое решение вложить средства в DriverNotes Дубинская.

 

Мобилизация пользователей

Инвестиции позволили совладельцам сосредоточится на мобильном приложении. Сложность его разработки в том, чтобы минимизировать количество информации, которую пользователь должен вбивать вручную. «Клиенты хотят вести учет своих расходов на автомобиль, но так, чтобы при этом ничего не делать», - говорит Полтораков.

Для того чтобы получать от пользователей актуальные данные, приложение само инициирует общение с автомобилистом. Некоторые рутинные процессы, вроде заправки авто, фиксируются автоматизировано. «Мы сотрудничаем с топливными компаниями, интегрируемся в их программу лояльности и автоматически получаем данные о заправке того или иного автомобиля», – поясняет Мозолюк. Воспользовавшись карточкой, пользователь автоматически получает запись в свой бортовой журнал о стоимости топлива, количестве литров и расходе. До конца года разработчики планируют расширить перечень данных, которые будут автоматически заноситься в базу. Они хотят научить DriverNotes сканировать техническое состояние автомобиля с помощью специального устройства.

 

Как проект планирует зарабатывать? «Мы решили оставить сервис бесплатным для клиентов и получать деньги от рекламы и партнерских проектов», - поясняет Полтораков. Аудитория сервиса насчитывает 120 тыс. пользователей. С их помощью стартаперам удалось собрать уникальную базу данных. В нее входит информация о том, сколько реально стоит обслуживание той или иной машины, какой расход топлива, где лучше заправляться и ремонтироваться. Качество топлива для Украины – особенно актуальный и болезненный вопрос. Контроль ситуации может позволить влиять на топливный рынок и делать его более прозрачным. «Сейчас многие задумываются о стоимости владения автомобилем. Речь не только о покупке авто, но и о его обслуживании, а наша статистика позволяет учитывать амортизацию или рассчитывать примерную стоимость поездок», – поясняет Андрей Козинец, маркетолог DriverNotes. Все это нужно для пользователей. Что получают рекламодатели? Целевую аудиторию, которой можно отправлять рекламные предложения в нужный момент времени. Конверсия при взаимодействии с автомобилистами будет очень высокой.

 

Чтобы увеличить базу пользователей, совладельцы DriverNotes заключили договор с медиахолдингом «Автоцентр». «Они используют свои бизнес-возможности для привлечения широкой пользовательской аудитории, а также подключают к DriverNotes своих бизнес-партнеров. Мы же сводим две эти аудитории вместе», – поясняет Полтораков. Также они предложили совместный проект сети заправок «Окко» и готовы расширять пул партнеров. «Нам интересны крупнейшие украинские бренды», – говорит Полтораков. Работу с более мелкими компаниями они передали «Автоцентру». Но процесс двигается медленно. «Если проект вписывается в уже узнаваемый успешный шаблон, с ним будут охотно сотрудничать. У нас его нет, поэтому мы очень долго объясняем потенциальным партнерам преимущества совместной работы», - рассказывает Полтораков.

 

«Мы очень долго объясняем потенциальным партнерам преимущества совместной работы»

 

За пять лет DriverNotes несколько раз пытались скопировать. В частности, аналогичное мобильное приложение пытался выпустить ПриватБанк. Но когда его разработка вышла на рынок, оказалось, что она копирует функционал старой версии Мозолюка и Полторакова. Но конкуренции стартаперы не боятся. «Благодаря тому, что мы начали с веб-сервиса, сейчас можем синхронизировать и хранить информацию в облаке. Этого нет ни в одном подобном приложении», – утверждает Мозолюк.

 

В этом году проект планирует выйти на самоокупаемость, привлечь новый раунд инвестиций и выйти на зарубежный рынок. В первую очередь рассматривается Польша. Выйти на этот рынок будет не слишком затратно, да и особых проблем с коммуникацией с поляками не возникнет. «Западный рынок очень подходит нам по менталитету, там пользователи склонны к подробному анализу финансовых затрат», – считает Мозолюк. А вот Россию даже не рассматривают. «Отношения между нашими странами слишком «охладели», - поясняют совладельцы. В поисках средств для зарубежной экспансии DriverNotes ведет переговоры с несколькими украинскими инвестиционными фондами и стартап-акселераторами.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: