На грани между медициной и IТ: как создать стартап / Все новости / Главная

В 2013 году американские компании, работающие в области Digital Health — сектора, объединяющего IT и медицину, привлекли более $2 млрд инвестиций. Стартапы, работающие в этой сфере – популярны, востребованы и перспективны. Но создать и запустить их не так просто.

 

Стартапы, связанные с предоставлением медицинских услуг, могут представлять собой инструмент получения консультаций с медиками, записи к врачу, получение советов по поводу того, к какому специалисту лучше обратиться. Последние несколько лет все более популярными становятся облачные хранилища медицинских документов – анализов, снимков, результатов обследований.

 

Дмитрий Гык, основатель сервиса хранения медицинских данных Vitagramma считает, что в Украине – слишком маленький и слишком бедный рынок для запуска медицинских стартапов. Если бы он был большим (например, как Китай или Индия) и богатым (как США и Европа), то запуск такого стартапа был бы оправдан. В Украине довольно сложно создать медицинский стартап стоимостью в несколько миллионов долларов, не говоря уже о нескольких десятках миллионов.

 

Сохранить тайну

 

Главная особенность медицинских стартапов связана с тем, что для его создания недостаточно только команды менеджеров, маркетологов и IТ-специалистов. Такая команда не обойдется без врача. По мнению Гыка, отдельная сложность состоит в том, что команда медицинского стартапа должна иметь уникальный набор компетенций. «С одной стороны, должны быть люди, обладающие компетенцией в сфере здравоохранения и, при этом, разбирающиеся в бизнесе. С другой стороны –IТ-специалисты, которые готовы и способны научиться разбираться в сложных сферах», - говорит Гык.

 

При этом техническая составляющая медицинских стартапов имеет особенно важное значение – такой стартап должен убедить своих пользователей в надежности хранения данных. Зашифрованное соединение, двухфакторная авторизация – это необходимые элементы работы такого сервиса. Стартап, предлагающий либо хранить медицинскую информацию, либо получать консультации врачей, должен обеспечить полную анонимность своих пользователей. А в случаях, если анонимность не логична, сервис должен обеспечить сохранность данных, в буквальном смысле, «за семью замками».

 

Кража пароля и электронных документов, например, из почты или облачного хранилища файлов, бесспорно, момент неприятный, но наверняка решаемый – документы могут иметь резервные копии на компьютерах пользователей, доступ к почте можно восстановить либо воспользоваться альтернативным е-мейлом. Кража данных об обследованиях и анализах или раскрытие инкогнито человека, который общается с врачом, не только нарушает врачебную тайну. Обнародование такой информации может повредить карьерному росту или даже личной жизни такого человека. Вряд ли является секретной информацией факт того, что человек болеет простудой или у него аллергия. Но если это пятая простуда за год или человек лечится от ЗППП (заболевания, передающегося половым путем), то такое знание вряд ли понравится, например, руководству. Более того, хакерские атаки на медицинские данные, точнее, их последствия могут быть весьма плачевны. Если за требование вернуть доступ к сайту или электронному адресу пострадавшие готовы заплатить условные $100, то медицинские секреты могут стоить в десятки раз больше. Это делает их более уязвимыми и для хакеров, поскольку «заработок» в случае успеха хакерской атаки тоже будет гораздо выше.

 

В Украине есть закон, регулирующий обработку медданных. В других странах есть специальные законы, которые четко прописывают, что именно могут хранить медицинские учреждения. Соответственно, если стартап рассчитывает работать не только в Украине, но и в мире, ему нужно учитывать все требования. К примеру, закон HIPAA (Health Insurance Portability and Accountability Act), в котором рассматриваются вопросы защиты медицинских данных и защиты неприкосновенности личной жизни. Этот закон действует в США и его соблюдение необходимо для стартапа, который хочет работать на международном рынке.

 

Доверие к врачам

 

Не менее важный аспект деятельности будущего медицинского стартапа – доверие к нему. В нашей стране принято доверять врачу по рекомендации или, как вариант, тому, кого мы привыкли видеть на телевизионных экранах. Пациенты уже привыкли к тому, что нельзя просто пойти в поликлинику или даже в частный медицинский центр и получить качественное лечение. Аналогичным образом доверие будет «работать» и относительно медицинских стартапов. Можно ли доверять врачам, предоставляющим консультации на сайте Х? Можно ли хранить свои анализы на сайте Y? Можно ли воспользоваться сайтом Z для поиска врача и записи на прием?

 

Проблем с монетизацией медицинского стартапа в Украине нет. «Дай нашим людям небольшой сервис и попроси у них немного денег, и они будут с удовольствием за это платить», - говорит основатель Vitagramma.

 

Простая модель монетизации возможна, если медицинский стартап будет работать в партнерстве с офлайн-учереждением, предоставляющим медицинские услуги, либо, как вариант, позволит врачам продвигать себя или свою клинику посредством сервиса. Стартап, «заточенный» под реальную клинику или команду врачей, имеет больший потенциал, нежели исключительно онлайновый инструмент без такой реальной поддержки.

 

Если медицинский стартап планирует предоставлять услуги консультирования, то важными будут еще несколько аспектов. В первую очередь, это гарантия того, что консультанты обладают достаточным уровнем компетенции, знаний и всеми необходимыми дипломами. На базовые вопросы по неврологии может ответить и гинеколог, но стоит ли позволять такие консультации? Ведь репутация для медицинского сервиса стократ важнее, чем для любого другого. А кроме того, обязательно стоит напомнить пользователям сервиса, что онлайн-консультации не заменяют реального визита к врачу и только он может дать по-настоящему квалифицированный и исчерпывающий ответ по той или иной проблеме.

 

Тэги:   Стартапы

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: