Дебаты вокруг грядущих изменений в налоговом кодексе Украины практически не затронули рынок IT, несмотря на регулярно звучащие призывы к упрощению ситуации на налоговом поле для высокоинтеллектуальных отраслей бизнеса. IGate решил узнать у топ-менеджеров рынка, а действительно ли налоговые преференции – необходимая составляющая успешного IT-бизнеса в Украине.
Виктор Валеев, директор Ассоциации «ИТ Украины»:
«IT индустрия имеет определенный «предел прочности» налогообложения, при котором мы остаемся конкурентоспособными как для заказчиков, так и для разработчиков. Ведь и за одних и за других мы конкурируем на мировом рынке. Для Украины эта цифра порядка 10% от расходов на разработку ПО. В сегодняшней экономической ситуации в нашей стране, как отметила министр финансов Наталия Яресько, украинским вариантом условий развития отрасли является возможность работать с разработчиками-СПД. И в данный момент это тот статус-кво, который всех устраивает. Однако нужно понимать, что «экономика знаний» – по своей модели и в том числе, моделям налогообложения, существенно отличается от традиционных экономических систем. Например, 8 из 10 стран-соседей Украины имеют свою систему стимулирующего налогообложения для IT. Украинскому IT-сектору сейчас нужно конкурировать не только в рамках цены на свой продукт, но также и за привлечение высокопрофессиональных сотрудников. А пока что мы в этом вопросе находимся, к сожалению, в аутсайдерах. Стоит отметить, что специальные форматы налогообложения для сектора высоких технологий закреплены в коалиционном соглашении (глава XVI, п.3: «Законодавче встановлення стимулюючих особливостей для нових виробництв, науково-дослідних центрів, а також компаній сфери інформаційних технологій»). Когда правительство будет это выполнять – вопрос открытый».
Сергей Петренко, экс-гендиректор «Яндекс Украина», основатель коворкинг-платформы «Терминал»:
«IT-отрасль – это вообще-то штука высокомаржинальная. В силу многих своих особенностей. В связи с этим, те или иные преференции в чистом виде для IT мне кажутся лишними. Но вот что при этом точно важно – так это легкость ведения бизнеса. Легкость, прозрачность системы налогообложения – то, что было бы важно всем. Если будет реализовано хотя бы это – уже будет хорошо. Что же касается преференций, конечно, если их реализуют – я лично возражать не буду, но не сказал бы, что отрасль остро в них сейчас нуждается».
Юрий Крайняк, управляющий партнер юридической компании Jurimex:
«Думаю, вряд ли стоит как-то особенно выделять IT-бизнес и вводить для него какие-то особые льготы. Насколько известно, в этой отрасли не так много компаний с действительно крупными перечислениями в бюджет. Скорее всего, IT больше нуждается в том, что нужно любому другому сектору экономики – стабильность законодательства, грамотная правоприменительная практика, качественное правосудие, составленное из думающих, критически мыслящих и действительно независимых судей. Потому как нельзя сделать условный рай для одной отрасли экономики, и оставить все остальное гореть в недореформированном аду. Проблемы айтишников носят системный характер, и никакая точечная поблажка только для них одних не сможет упростить им жизнь. Можно даже посмотреть на тенденции – обсуждаемая со СМИ эмиграция IT-компаний за границу связана не с более приемлемым налогообложением (в развитых странах оно может быть и более жестким), а с приемлемыми отношениями между государством и бизнесом. И, если здесь это отношение не изменится, то никакие льготы в налоговых ставках не сможет реально повлиять на IT.
Максим Агеев, генеральный директор DeNovo:
«Я считаю, что специально для IT-бизнеса никакие налоговые льготы не нужны. Нужно оздоровление для всей экономики и нормализация налоговой системы в целом, поскольку сейчас она не является ни легкой, ни прозрачной. Какие бы льготы для IT-компаний, работающих на внутренний рынок не были введены, они все равно будут зависеть от того, сможет ли украинский бизнес закупать их продукты и услуги. Поэтому пока у украинского бизнеса будут проблемы – проблемы будут и у IT-компаний. Как только же бизнесу в целом в Украине станет хорошо – всем тут же станет хорошо».
Карен Чифталарян, управляющий партнер инвестиционного банка Standard NV:
«Я считаю, что вводить налоговые преференции для IT однозначно нужно, поскольку это единственная отрасль, которая еще дышит в Украине. И это отлично показала недавняя сделка по приобретению доли компании Ciklum Фондом Джорджа Сороса. Такие преференции благоприятно отразятся на отрасли в целом и дадут ей возможность развития. Ими могут стать как пониженная ставка на налоги с сотрудников, так и какие-либо дотации (когда ситуация с бюджетом нормализуется). Ситуацию сложившуюся вокруг приема на работу в IT-компаниях сотрудников с лицензией СПД я не считаю налоговой преференцией, так как возможность вести частное предприятие – есть в каждой стране, и это не должно быть какой-то льготой».
Илья Кенигштейн, управляющий партнер венчурного фонда Hybrid Capital:
«Начинать разговор о налоговых льготах нужно с того, что понятие IT в том виде, в котором его понимают в Украине, безнадежно устарело и от него нужно отказываться. Сейчас под IT у нас понимают всех: и аутсорсеров, и аутстафферов, и продуктовые компании, и стартапы. Кому-то из них действительно нужны преференции, кому-то – нет. Например, стартапам они нужны определенно, R&D – тоже. А вот аутсорсерам они уже не требуются. При этом нужно понимать, что каждому нужен свой вид преференций: кому-то - облегченный налоговый режим, кому-то защита интеллектуальной собственности, кому-то знания и персонал, кому-то еще что-то. Как мы научимся понимать и разделять IT-индустрию, мы сможем четко понять, где, какие и кому нужны преференции».