Если Alibaba инвестирует во что-то, то это очень серьезные инвестиции. Общий счет идет не на миллионы или даже сотни миллионов, а на миллиарды долларов. В 2015 году компания инвестировала налево и направо. Даже если ограничить список только теми инвестициями, которые превысили отметку в $100 млн., список получится немаленьким.
Mei.com
Более $100 млн.
В июле компания передала проекту Mei.com более $100 млн. Проект представляет собой электронную торговую платформу, специализирующуюся на распродаже предметов моды и роскоши. Согласно опубликованному заявлению, команда проекта Alibaba Tmall поможет расширить Mei.com пользовательскую базу. У Mei.com есть связи с международными брендами класса люкс вроде Longchamp, Armani и Zegna
SoftBank Robotics
$118 млн.
«Эмоциональный робот» SoftBank Pepper попал на глаза Alibaba в июне 2014. Спустя год Alibaba объявил, что вкладывает $118 млн. в программу робототехники SoftBank.
Kabam
$120 млн.
В январе Alibaba заполучил десятипроцентную долю в американской компании Kabam, разрабатывающей мобильные игры. За это китайский гигант отдал $120 млн. Компания Kabam базируется в Сан-Франциско, но имеет представительство в Китае. Вероятно, это представительство теперь будет расширено.
Yueke
$134 млн.
В апреле Alibaba Pictures Group – подразделение, занимающееся кинематографом, вложило $134 млн. в проект Yueke – стартап по продаже билетов. Yueke предоставляет собственное программное обеспечение кинотеатрам и помогает им эффективнее продавать билеты онлайн.
SingPost
$138 млн.
Еще в прошлом году Alibaba совершил первый набег на SingPost, выкупив за $250 млн. 10% долю в сингапурской национальной почтовой службе. Очевидно, позже Джек Ма решил, что десяти процентов недостаточно. В июле 2015 Alibaba инвестировал еще $138 млн. Таким образом, его доля в SingPost выросла до 14,51%.
Jet.com
$140 млн.
Конкурента Amazon Jet.com в феврале получил от Alibaba $140 млн. Правда, о том, что деньги поступили от китайского гиганта, стало известно только в апреле. До того сведения не разглашались.
Shanghai Media Group (China Business News, Китайские бизнес-новости)
$193,6 млн.
В июне Alibaba инвестировал $193,6 млн. в информационное агентство China Business News, в состав которого входят теле и радиоканалы, газеты и журналы. В результате теперь Джек Ма владеет примерно 30% агентства.
Snapchat
$200 млн.
В одном из наименее предсказуемых раундов инвестирования в марте 2015 года Alibaba вложил $200 млн. в компанию Snapchat – мобильное приложение обмена сообщениями с прикреплёнными фото и видео. Данное соглашение для многих стало сюрпризом, поскольку Snapchat, наряду с другими коммуникационными приложениями, заблокирован в Китае.
South China Morning Post Group
$266 млн.
Один из самых спорных инвестиционных проектов Alibaba – покупка агнлоязычного издания South China Morning Post. Газета имеет небольшой тираж – до 100 тыс. читателей, потому такое вложение удивило многих. Есть основания полагать, что в 2016 году Alibaba реорганизвует издание.
58 Daojia
$300 млн.
В октябре Alibaba объединил усилия с KKR и Ping An Ventures, вложив $300 млн. в проект 58 Daojia. 58 Daojia – рынок услуг, вроде уборки, присмотра за детьми и т.п. Сейчас сервис 58 Daojia представлен примерно в 30 крупнейших городах Китая.
Whaley
$313 млн.
В августе стартап Whaley Technology получил от Alibaba, Tencent и China Media Capital $313 млн. Компания занимается разработкой смарт-телевизоров. Теперь продукция Whaley продвигается на площадке Alibaba Tmall.
Snapdeal
$500 млн.
Компания Snapdeal, которую называют «индийским Alibaba», в августе стала богаче на $500 млн. благодаря инвестициям оригинального китайского Alibaba. Помимо китайского гиганта в раунде приняли участие SoftBank и Foxconn. Инвестиции подняли общую стоимость Snapdeal до отметки в $5 млрд.
Meizu
$590 млн.
Китайский рынок смартфонов получил третьего крупного игрока, помимо Xiaomi и Huawei, когда в феврале Alibaba инвестировал $590 млн. в китайского производителя Meizu. Соглашение дает Alibaba миноритарный пакет акций компании. Также не исключено, что смартфоны Meizu начнут выпускаться под управлением YunOS, собственной операционной системы Alibaba.
Kuaidi Dache
$600 млн.
В 2015 году конкуренты Didi Dache и Kuaidi Dache объединились в единый сервис по предоставлению услуг такси Didi Kuaidi. Но прежде чем произошло слияние, Alibaba вложил крупную сумму в Kuaidi Dache. Вместе с SoftBank и Tiger Global китайский гигант инвестировал в компанию $600 млн.
One97 (Paytm)
$680 млн.
Alibaba и подконтрольная ему компания Ant Financial в сентябре стали крупнейшими акционерами One97 Communications, вложив в этот проект $680 млн. One97 представляет собой популярную индийскую торговую площадку и мобильный кошелек. Аудитория компании уже превышает 100 млн. пользователей и продолжает расти.
Suning
$4,6 млрд.
В августе Alibaba и ритейлер бытовой техники Suning вступили в корпоративный «брак». Alibaba вложил в компанию 28,3 млрд. китайских юаней (около $4,6 млрд.) и стал, таким образом, вторым по величине акционером компании. Suning, в свою очередь, скупил акции Alibaba на $2,16 млрд. Таким образом, сейчас Suning владеет 1,09% акций Alibaba. Ключевой компонент соглашения – договор о логистике между компаниями. Suning открыл магазин на Tmall, также компании начали координировать логистику и платежи.
Youku Tudou
$4,2 млрд.
Alibaba начал вкладывать деньги в Youku Tudou еще в прошлом году и завершил приобретение в ноябре. Гигантские инвестиции в $4,2 млрд. позволяют Alibaba контролировать около 60% компании. Для сравнения, это колоссальное вложение превышает весь ВВП Фиджи, затраты на строительство Панамского канала или создание американского космического шаттла.