После массивных ивестиций в 2014 в e-commerce Юго-Восточной Азии, 2015 стал годом конкурентной борьбы за право доминирования в регионе. Несмотря на то, что e-commerce ЮВА по-прежнему считается развивающимся (хотя, безусловно, к некоторым странам это уже не относится), можно выделить основные моменты и подвести некоторые итоги.
2015 год подтвердил тренд, заложенный в 2014г. в сфере e-commerce Юго-Восточной Азии: усиление позиций крупных игроков за счет активного роста интернет-проникновения в развивающихся станах региона и поглощением крупными игроками мелких.
Так в 2015 году в Индонезии онлайн-супермаркет MatahariMall получил $500 млн инвестиций. Lippo Group, компания, занимающаяся недвижимостью в Индонезии, сделала ставку на MatahariMall. Инветоры надеются создать индонезийский аналог Alibaba на базе MarahariMall.
На протяжении всего прошлого года некоторые ключевые игроки пытались определиться со своим направлением в бизнесе. Line, популярный мессенджер Юго-Восточной Азии, провел активный год с точки зрения запуска новых проектов. В течение года были запущены: Line Flash Sale, Hot Brand, Groceries и Line Hot Deal.
Продолжила свою экспансию в регионе торговая площадка Lazada, ставшая по-настоящему локомотивом e-commerce в регионе.
1. Год увеличения консолидации в B2C
2015 год стал годом, когда небольшие e-commerce компании были поглощены или стали партнерами частью больших корпораций.
Ardent Capital приобрела сайт Moxy в Таиланде с планами выхода в Индонезии.
Lazada поглотила Lamido в марте. В июле Luxola, один из ведущих косметических интернет-магазинов Юго-Восточной Азии, объединился с LVMH, французской транснациональной компанией, известным производителем предметов роскоши под торговыми марками Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Chaumet, Moët & Chandon и Hennessy.
Не обошлось без жертв гиперконкуренции. Paraplou Groupe прекратил свое существование после двух лет работы.
2. Digital агентства адаптируются или исчезнут
Юго-Восточная Азия уникальна тем, что ей не хватает огромной экосистемы издательств, и, как следствие, данный регион имеет более простую рекламную среду, нежели другие регионы мира. В результате, масштабы работы рекламных агентств уменьшатся. Что еще более важно, из-за этой нехватки монетизация реализуется в коммерции, а не в рекламе.
В конце концов, работа традиционных Digital агентств сводится к заключению глобальных контрактов и покупке офлайн СМИ. Агентства не хотят признавать это, но мир меняется.
Надо отметить, что агентства оказались не настолько глупы, чтобы не увидеть роста и важности электронной коммерции для Юго-Восточной Азии. Однако, видеть что-то и что-то делать - это две разные вещи. GroupM, по слухам, начали искать себе место в сфере электронной коммерции и создавать команды в регионе, но компании придется внести существенные изменения в свой обычный ритм работы, чтобы справиться с электронной коммерцией. WPP, Publicis и Dentsu/Aegis упустили свой шанс попасть в электронную коммерцию Китая уже давно.
3. Пространство торговых площадок будет переполнено
Techinasia предсказывала рост конкуренции на рынке маркетплейсов – так и случилось. Забудьте о Китае, следующая золотая лихорадка в электронной коммерции случится в Юго-Восточной Азии.
Тем не менее, здесь, в отличие от Китая, нет Великой стены, которая задержит "варваров" из других регионов. В результате, можно увидеть, как JD (Китай), Shopee/Garena (Сингапур), Carousell (Сингапур), AliExpress (Китай), PCHome (Тайвань) и Line Shop (Корея) и многие другие стекаются на еще незахваченные просторы электронной коммерции, чтобы вырвать свой кусок. Важно отметить, что они присоединились к местным игрокам Lazada, Tokopedia, Tarad и WeLoveShopping.
Однако, тут, в отличие от B2C сферы, вряд ли мы увидим консолидацию в обозримом будущем. В отличие от Китая, где доминирует Taobao с более 90% рынка C2C, торговые площадки в Юго-Восточной Азии при каждой попытке стараются расшириться в нише.
Скорей всего, Line и Shopee будут сражаться за первенство на мобильном рынке. Кроме того, Carousell, согласно слухам, пытается получить $50 млн. инвестиций для расширения своего влияния по всей Азии. Такие игроки рынка, как Lazada, MatahariMall и WeMall будут пытаться повторить модель Tmall. Tarad Kaidee скорее всего и дальше будет пытаться поддерживать вое влиние на рынке.
4. Международная электронная коммерция будет развиваться благодаря AEC
Международная электронная коммерция, к сожалению, не стала доступной в 2015 году для стран Юго-Восточной Азии. Экономическое сообщество АСЕАН (AEC) должно было закрыть данный вопрос к концу этого года, но как оказалось, это займет гораздо больше времени, поскольку правительства стран не способствуют этому.
Впрочем, есть очень много возможностей для развития электронной коммерции в пределах внутренних рынков, так что просто не имеет смысла сосредотачивать внимание на международных отношениях в рамках АСЕАН, о чем свидетельствует недавний фокус на возможностях развития электронной коммерции Индонезии.
Стоит правда заметить, что второй по величине игрок электронной коммерции Китая, JD.com, в 2015 году вышел в Индонезию, запустив JD.id. Это отчасти принесет «массовый Китай» в страны Юго-Восточной Азии, закладывая основу для "Шелкового пути" 2.0 и расширения влияния Китая.
5. Демографическая эволюция: иностранные предприниматели будут наполнять рынок
За прошедший год стало понятно, что Юго-Восточная Азия стала привлекательной для двух типов людей:
Первый тип - талантливые предприниматели, которых привлекает бум электронной коммерции и новые технологии рынка. Эта тенденция обусловлена медленным восстановлением экономики в Европе и США.
Второй тип – это люди, которые переезжают вместе с компаниями, выходящими на рынок электронной коммерции Юго-Восточной Азии. Все больше и больше компаний стремятся развивать свой бизнес в данном в регионе.
Китайский JD запустил JD.id в Индонезии, а Garena делает большие ставки на Shopee, их нового представителя мобильного рынка. HappyFresh, сервис доставки продуктов, недавно начал работу в Индонезии и Таиланде, его региональная маркетинговая команда сейчас базируется в Джакарте. Благодаря этому, в странах Юго-Восточной Азии наблюдается дополнительный приток талантов из Китая, Сингапура и Европы.
6. «Уберизация» логистики и всего остального
Компания GrabTaxi вышла на рынок логистики в 2015 году. Малайзийская компания начала экспериментировать с услугами доставки в марте, теперь она называется GrabDelivery. Сервис, который теперь называется GrabExpress, доступен только на больших рынках ЮВА вроде Индонезии и Таиланда.
Кроме того, Uber продолжает расширять свою популярность в Юго-Восточной Азии и в других страна за пределами США.
Самым большим сюрпризом, вероятно, стала компания GoJek из Индонезии. Компания выросла из небольшого сервиса и стала большой угрозой для GrabTaxi и Uber в Индонезии в течение нескольких месяцев. На сегодняшний день, GoJek предлагает услуги курьерской доставки (GO-SEND), гарантируя доставку в любую точку города за 60 мин, а в дополнение к этому множество других услуг вроде доставки еды (GO-FOOD) и бакалейных товаров (GO-MART).
Кроме того, есть такие компании, как HappyFresh и Yes Boss, которые пытаются популяризовать поставки продовольственных товаров и всего остального.
7. Мобильная коммерция еще до сих пор страдает от плохого UX
Согласно данным Тechinasia, мобильные устройства в странах ЮВА сгенерировали 51% посещений и 22% сделок в 2015 году. Эти цифры увеличились от 18% и 12% в 2014 году. Тем не менее, мобильная коммерция по-настоящему не достигла своего апогея в Юго-Восточной Азии, несмотря на то, что этот регион считается идеальным для мобильной коммерции.
SaleStock, быстро растущий fashion-сайт Индонезии, полностью отказался от десктопной версии сайта и предлагает своим пользователям только мобильную версию. На примере можно говорить о том, что в некоторых категориях m-commerce становится становится основным каналом продаж. Тем не менее, все есть много других компаний, которые считают версию для ПК более важной из-за многих факторов.
В контексте m-commerce нельзя не упомянуть о Lazada, которая получает более 50% своего трафика с помощью мобильных устройств. Эта компания является одним из первых игроков электронной коммерции в Юго-Восточной Азии, который создал приложения для IOS и Android.
MatahariMall началась с мобильного сайта и только потом была создана версия для ПК. Сегодня более 30% сделок MatahariMall заключаются с помощью мобильных телефонов. Недавно компания запустила нативное приложение, поэтому этот процент должен увеличится еще больше.
8. B2B откроет новые горизонты для электронной коммерции Юго-Восточной Азии
2015 год стал годом запуска B2B бизнеса в Юго-Восточной Азии. В июле Ardent Capital вложил $2,5 в Bizzy, торговую площадку, где малый и средний бизнес, а также крупные корпорации продают все: от оргтехники до повседневных товаров, таких как краска, бумага и компьютерные принадлежности, а также бизнес-услуги и промышленные товары.
С тех пор компания получает 50% прироста траффика в месяц, подтвердив, что B2B - это прибыльный бизнес, где никто до нее не собрал «сливки» из-за гиперконкуренции на рынке B2C.
В то время как Юго-Восточная Азия по-прежнему далека от B2B, в Китае на B2B приходится более 75% от общей валовой прибыли e-commerce.
9. Наложенный платеж останется необходимостью в ведении бизнеса
На основе последних статистических данных, наложенный платеж (COD) составил 74% сделок Юго-Восточной Азии по сравнению с 53% годом ранее.
Юго-Восточная Азия столкнулась с двумя проблемами, которые будут в значительной степени сдерживать популярность наложенного платежа, по крайней мере, в ближайшие несколько лет:
1) фрагментарная экосистема торговых площадок;
2) отсутствие единого большого рынка, как в Китае или США.
Эти факторы создают трудности для любой платежной онлайн-платформы в стремлении стать доминирующей над другими платформами. В Юго-Восточной Азии работают 2C2P, Omise, AirPay и Line Pay, но ни одна из них не является лидером, как Alipay в Китае или PayPal в США.
10. Доставке дронами, безусловно, быть (или не быть)
Да, доставка с помощью беспилотников имеет место быть, но не в промышленных масштабах. После рекламного трюка Amazon многие последовали этому примеру. Компания Alibaba в начале 2015 года тестировала доставку чая с помощью беспилотных летательных аппаратов. SINGPOST успешно провела тест доставки беспилотниками в октябре. Google предсказывает начало доставки беспилотниками в промышленных масштабах в 2017 году.
Даже несмотря на то, что такой вид доставки не стал основным в 2015 году, такие компании, как SingPost, DHL и Alibaba уже строят фундамент для того, чтобы в будущем доставка посылок дронами в Юго-Восточной Азии стала повсеместной. Этому способствует и то, что данный регион стратегически выгодно расположен рядом с Китаем, эпицентром разработки дронов. Таким образом, данная тенденция здесь развиватеся ускоренно.