На фоне снижения покупательной способности наши соотечественники ищут новые возможности для экономии. Как указывает статистика, в прошедшем году на зарубежных интернет-площадках украинцы покупали больше, чем когда-либо ранее. К примеру, игорь Березанский, менеджер по развитию бизнеса электронной коммерции в MasterCard, утверждает, что в 2015 году треть всех трансграничных платежей украинцев были оплатами за зарубежные товары. «С 2013 по 2015 год объем рынка e-commerce-платежей в Украине вырос более чем в четыре раза. А рынок трансграничных e-commerce платежей увеличился более чем в три раза. Доля платежей в иностранных интернет-магазинах выросла с 26% в 2014 до 33% в 2015 году», – утверждает эксперт.
При этом абсолютным лидером по популярности среди наших соотечественников остается Китай. Почти половина всех покупок, совершаемых Украинцами на зарубежных ресурсах, приходится на долю интернет-площадок Поднебесной.
Так, примерно 47% пользователей, совершавших в 2015 году покупки за рубежом, делали это на сайте AliExpress.com – главной торговой площадке китайского гиганта Alibaba. На долю другого популярного китайского ресурса Taobao.com приходится примерно 5%. Для сравнения, на американские ресурсы ebay.com и Amazon.com приходится по 20% и 5% соответственно.
С чем связана такая ситуация? Первое и очевидное преимущество AliExpress перед другими площадками – локализация. Перевод ресурса выполнен автоматически, потому периодически там можно наткнуться на потрясающие ляпы. К примеру, вольтметр для автомобильного прикуривателя с легкой руки автоматического переводчика превращается в «автомобильного прикуривателя панель вольтметр для крепеж-кемпер караван морской». Тем не менее, для людей, вообще не владеющих английским, даже такой странный перевод – лучше, чем полное отсутствие какого-либо перевода.
Второй очень важный фактор, вынуждающий украинцев предпочитать AliExpress – логистика. Удивительно, но Amazon, крупнейший магазин США, до сих пор не поставляет большинства товаров в Украину. Официально наши соотечественники могут покупать на Amazon только книги. Интересно, что многие продавцы с аукциона ebay.com согласны отправлять товары в нашу страну. С учетом англоязычности этого ресурса, получаем 20% покупателей, совершающих на нем покупки. Amazon же и не локализован, и не доставляет к нам посылки. Как следствие, он не слишком популярен среди украинцев. Чтобы покупать на Amazon, нашим соотечественникам приходится прибегать к услугам посредников.
Так, курьерская компания Мист Экспресс, имеющая представительство в США, позволяет заказывать доставку товаров с Amazon или ebay на ее склад. Затем – переправляет груз заказчику в Украину. Само собой, это сказывается на стоимости доставки. К примеру, если сама площадка Amazon заявляет «бесплатную доставку» того или иного товара, то, с учетом услуг посредников, для украинского покупателя эта доставка будет стоить несколько десятков долларов.
Эксперты уверены: если Amazon и ebay смогут, во-первых, обеспечить нормальные условия доставки товаров в Украину, и, во-вторых, локализовать свои ресурсы, хотя бы на уровне AliExpress, количество украинских покупателей существенно возрастет. Но до тех пор китайский ресурс Alibaba будет предпочитать абсолютное большинство наших соотечественников.