Очень часто успешные проекты, собирающие толпы фанатов и привлекающие весьма существенные инвестиции, лопаются, как мыльные пузыри. Мы смогли разобраться в том, почему так происходит и чего не следует допускать.
Сегодня мы с вами взглянем на пример "очень правильного" использования инвестиций сферическим стартапом в вакууме.
Это Виктор. Год назад у Виктора родилась идея создать Сверхвостребованный Инновационный Продукт. Идея нашла поддержку сначала среди его знакомых программистов (один из которых даже занялся разработкой решения для Виктора), а после весьма успешных презентаций продукта на местном рынке - и среди нескольких инвестиционных ангелов.
Виктору удалось заключить сразу три удачных контракта и фактически единовременно получить около $10 миллионов на создание своего детища. Он радуется и строит планы на будущее, а мы начинаем наблюдать.
Пора начинать
Первым делом Виктор со своей командой переезжает в новый сверхсовременный офис в столице. Ведь офис - это и лицо компании, и место, где будут рождаться гениальные идеи для его продукта. Задумываться о том, что Сверхвостребованный Инновационный Продукт был рожден во время встречи старых друзей в футбольном баре, а писался на стареньких компах в скромном кабинете не самого крупного города Виктор не хочет. Действительно - зачем? Ведь теперь они успешная команда победителей.
Аренда роскошного офиса, занимающего весь этаж в центре столицы, обойдется недешево, но Виктор может себе это позволить. Офис его мечты стоит всего $80 тысяч в месяц - по оценкам известного риелтора, практически даром. Подумаешь, на годовую аренду уйдет почти треть первой полученной инвестиции - впереди еще две, а шикарное помещение стоит своих денег.
После получения второго транша Виктор осознает, что его продукт действительно успешен. Ведь им заинтересовались Такие Люди! А значит, нужно не ударить в грязь лицом. Буквально за пару месяцев продукт обрастает неимоверным количеством сопутствующих опций, которые создаются, конечно же, не разработчиками продукта, а нанятыми за большие деньги высококлассными сторонними специалистами. Красивый, лаконичный и удобный интерфейс, разработанный в самом начале работы над продуктом, уходит в прошлое. Теперь в руках потребителя оказывается супер-мега-гига-многофункциональный продукт. Он умеет все на свете, вот разве что пока не разговаривает. Просто потому, что аудио-файл все еще пишут, но вот-вот закончат.
Вот только фокус-группа почему-то теряет интерес к продукту, не понимая куда теперь "тыкать пальцем" и что делать со всем этим безусловно нужным, но очень уж громоздким и неуместным функционалом. А наконец-то заработавший голосовой робот поддержки своими кривыми фразами доводит до белого каления даже самого Виктора, хотя тот в этом, конечно, не признается.
Осознав, что что-то пошло не так, Виктор, как состоятельный и разумный бизнесмен, нанимает супер-профессионалов для решения своей проблемы. Но изучить, занимается ли выбранная им компания профильным сегментом рынка, Виктор не удосуживается. В итоге вместо совета упростить функционал самой системы, ему предлагают добавить привлекательности сайту продукта.
Идея Виктору нравится, ведь у солидного стартапа должен быть - даже нет, Обязан быть - качественный, хорошо запоминающийся красочный сайт. На разработку и раскрутку сайта Виктор тратит кучу денег, ведь хороший продукт не может стоить дешево.
Вот только пользователи, заходящие на сайт, проводят на нем менее минуты, так и норовя сбежать подальше от навязчивых баннеров, анимации и красочных неоновых оттенков.
Баш на баш
Проходит около полугода, Виктор активно развивается, сменив почти всю изначальную команду проекта. Несмотря на все деньги, потраченные им на корпоративные мероприятия, памятные подарки и развитие продукта, его единомышленники по одному исчезают за горизонтом, крутя пальцами у виска. Впрочем, Виктор не унывает. Часть изменений, предложенных в программную концепцию продукта, пришлась по душе инвесторам.
В итоге нескольких обсуждений продукта с новой командой, Виктор решает отказаться от изначальной идеи, сконцентрировавшись на тех функциях, которые заинтересовали инвесторов во время последней встречи. Продукт в очередной раз претерпевает несколько существенных изменений, мигрировав из B2С сегмента в В2В. Это требует новых, достаточно объемных изменений и команда решает расширить штат разработчиков, для верности переманив парочку ключевых специалистов у соседей по бизнес-центру.
Странно, но обновленный продукт, сменивший свою ориентацию, почему-то перестает интересовать инвесторов. Кажется, Виктору скоро придется объяснять им причины изменения первоначальной концепции своего продукта.
Впрочем, это не самая большая его беда.
Финал
На этом моменте Виктор понимает, что его финансы практически исчерпались, а продукт все еще нежизнеспособен и пытается утонуть в самой мелкой местной луже, не говоря уже о стремительных потоках мирового рынка стартапов. Но все уже почти получилось, и новая команда разработчиков уже через месяц обещает сдать финальную версию Сверхвостребованного Инновационного Продукта-3. А потому Виктор снимает последние деньги, и на несколько месяцев вперед заполняет ежедневник графиком встреч с очень влиятельными лицами и представителями крупных компаний в надежде получить новые инвестиции.
Естественно, "дорогие люди" требуют "дорогого обращения" и деньги тают буквально на глазах. Спустя пару месяцев на счету Виктора остается каких-то полмиллиона американских денег, из которых около 200 тысяч он должен разработчикам продукта, более сотни за аренду офисных помещений и еще столько же за текущую рекламную кампанию, оказавшуюся практически бесполезной по причине очередного изменения курса "плавания".
А ведь все так хорошо начиналось...
Виктор грустит. Он, действительно неплохой разработчик и, возможно, вполне сносный руководитель, не понимает, почему столь многообещающий стартап умер. Ведь у него было все - деньги, специалисты, сказочные условия работы...
Вот только у Сверхвостребованного Инновационного Продукта не было грамотного планирования, анализа слабых мест продукта и было слишком много уверенности в своей уникальности.
Нельзя работать, считая себя избранным. Ведь даже такие компании, как Facebook и Google, ни на минуту не прекращают анализировать окружающий рынок и изменяться в угоду пользовательским интересам.