Сегодня все чаще можно услышать новости о том, что искусственный интеллект превзошел человека в той или иной сфере деятельности. К примеру, всего пару недель назад, в конце января, компьютер смог победить человека в сложнейшей китайской игре го. В ходе испытаний искусственный интеллект AlphaGo, разработанный подразделением Google DeepMind, пять раз подряд разгромил действующего чемпиона Европы Фань Хуэйя. С точки зрения искусственного интеллекта игра го – одна из самых сложных, поскольку в ней практически невозможно вывести стратегию путем перебора ходов.
Еще одной игрой, в которой, как считалось, компьютер не способен обыграть человека, был покер. Однако год назад канадские ученые представили алгоритм, который позволял машине обыгрывать живого противника и в этой карточной игре.
Самым знаменитым случаем проигрыша человека компьютеру, безусловно, является матч Каспаров – Deep Blue. Правда, сегодня, вспоминая об этом поражении, уже мало кто вспоминает, что это был второй матч.
Первый матч Каспаров – Deep Blue начался ровно 20 лет назад, 10 февраля 1996 года. Пожалуй, он стал последним убедительным шахматным триумфом человека. Тогда в результате семидневного противостояния Каспаров победил Deep Blue со счетом 4 : 2.
Интересно, что первую партию этого матча выиграл всё же компьютер. Каспаров в тот момент только «пристреливался» и анализировал тактику машины, потому не смог вовремя сориентироваться. Уже в ходе второй партии он убедительно разгромил оборону Deep Blue. Третья и четвертая партии были сыграны вничью, таким образом, счет матча составлял 2 : 2.
Пятая партия могла бы завершиться вничью, но операторы Deep Blue, посовещавшись с живым гроссмейстером, решили продолжать игру после предложения Каспарова. В итоге чемпион всё же разгромил компьютер.
Наиболее интересной стала шестая партия, в ходе которой Каспаров загнал машину в такое положение, при которой каждый ее последующий ход вел к ухудшению позиции. В итоге Deep Blue был вынужден сдаться. Этот момент стал одним из последних шахматных триумфов человека. За год разработчики существенно улучшили машину, потому в 1997 году чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров проиграл шахматному суперкомпьютеру Deep Blue со счетом 3½ : 2½.
Сейчас поговаривают, что этой победе Deep Blue был обязан программной ошибкой. В одной из партий машина сделала ход, который не был продиктован никакой логикой. И хотя ту партию выиграл Каспаров, чемпион попросту перестал понимать, чем руководствуется компьютер, совершая тот или иной ход. Эти сомнения стоили ему победы во всем матче. Шахматы же с тех самых пор вошли в список игр, в которых компьютер способен превзойти даже лучших игроков человечества.