Несколько дней назад мир облетела странная новость. У Марка Цукерберга просят денег. Вероятно, богатые люди довольно часто сталкиваются с подобными просьбами, но этот случай можно считать особенным, учитывая масштабы попрошайничества и известность самого попрошайки. На этот раз денег у главы Facebook решил поклянчить достаточно известный американский рэпер Канье Уэст, самопровозглашенный король рэпа и не менее самопровозглашенная суперзвезда.
Утром 15 февраля Уэст разразился потоком из нескольких десятков твитов, в которых просил Цукерберга выделить ему миллиард долларов и рассказывал о том, насколько правильным и красивым будет этот поступок. Затем свою просьбу рэпер адресовал и Ларри Пейджу, основателю и генеральному директору Google.
Всю данную акцию, вероятно, можно и нужно рассматривать исключительно как самопиар Уэста. Тем не менее, нельзя не признать, что подобные странные просьбы сыплются на головы глав крупнейших технологических компаний с завидной регулярностью.
К примеру, летом прошлого года довольно известный итальянский нейрохирург Серджио Канаверо обратился к Биллу Гейтсу и попросил у него $100 млн. на затею, которую все научное сообщество сочло дичайшей авантюрой. Выступая на серьезной научной конференции, Канаверо заявил, что уже в 2017 году планирует пересадить человеческую голову. Нейрохирург даже представил добровольца – российского программиста, страдающего спинальной атрофией.
Такая цель выглядит достойной и амбициозной. Пожалуй, ради научного прорыва подобного масштаба Гейтс мог бы и раскошелиться на лишнюю сотню миллионов. Вот только пока все это выглядит слишком фантастично. Потому многие ученые во время выступления Канаверо демонстративно покидали зал. Хотя нейрохирург неоднократно заявлял, что операция состоится в декабре 2017 года, многие считают его самопиарщиком. Билл Гейтс, как известно, денег на сомнительную авантюру также не дал. Что ж, если чудо всё же произойдет, то Канаверо войдет в историю, а многим его коллегам придется извиняться перед нейрохирургом.
Попрошайничество наоборот
Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что люди иногда просят у крупных компаний денег на странные проекты. Более странной является ситуация, когда крупная компания просит обычных людей выручить ее деньгами.
Именно такая ситуация сложилась в конце прошлого года у японской компании Sharp. Знаменитый и некогда успешный японский производитель электроники оказался в столь трудном положении, что руководство компании было вынуждено обратиться за помощью к своим подчиненным. Каждого сотрудника «попросили» купить какую-либо технику компании, указав при этом конкретную сумму, которую должны потратить работники того или иного уровня. Как мы знаем из последних новостей, добровольно-принудительные сборы не помогли. В ближайшее время Sharp будет продан.
«Пожалуйста, прочтите…»
Если говорить о крупных компаниях, то абсолютным лидером по «попрошайничеству» является, безусловно, Wikimedia Foundation, Inc. и лично Джимми Уэйлс, основатель Википедии. Конечно, и сама энциклопедия, и фонд, частью которого она сейчас является – некоммерческие проекты. Потому нет ничего зазорного в том, что эти проекты обращаются к пользователям за поддержкой. Просто сам способ, которым они это делают, кажется невероятно комичным.
Впервые обращение основателя Википедии Джимми Уэйлса с просьбой пожертвований появилось на сайте в 2010 году. На баннере был изображен сам Уэйлс, чей просящий взгляд, выражающий что-то среднее между дружелюбием, мольбой и надеждой, вызывал у пользователей одновременно сочувствие, умиление и улыбку. Этот баннер мгновенно стал интернет-мемом, поскольку пользователи приметили сходство взгляда Джимми Уэйлса с выражением физиономии кота, выпрашивающего лакомство. Не ясно, рассчитывала ли Википедия на подобный эффект изначально, но он явно сработал. Начиная с 2010 года, Wikimedia Foundation регулярно проводит кампанию по сбору средств под всё тем же умоляющим взглядом Джимми Уэйлса. Пользователи смеются, шутят, но деньгами исправно делятся.