В украинском стартап-Инкубаторе 1991 состоялся Demo Day - завершающий этап первой инкубационной программы, стартовавшей в феврале этого года. В течение шести недель команды ИТ-энтузиастов вместе с 42 менторами, консультантами и экспертами из разных областей создавали бета-версии продуктов, которые должны превратить Украину в цифровое государство. Стоит отметить, что особенностью Инкубатора 1991 является развитие IT-стартапов на основе открытых государственных данных и Big Data.
Пилотными партнерами этих сервисов стали профильные украинские министерства, КГГА и ряд других государственных учреждений. Пяти стартапам уже удалось найти инвестиции и договориться о дальнейшем сотрудничестве с крупным бизнесом.
IGate удалось поговорить о сервисе, который призван помочь простым людям объединить усилия в юридической борьбе с государственными учреждениями и бизнесом, с его основателем и идеологом - Дмитрием Донцом.
- Расскажите немного о самом CrowdLegal? Для чего он создавался, и какие проблемы призван решить?
- Основная проблема в том, что сейчас корпорации и госпредприятия все чаще побеждают простых граждан в судах и спорах. Они умеют улучшать процессы после каждого дела, а судебная практика простых граждан и групп людей фрагментирована и изолирована. Каждый сам по себе.
CrowdLegal предлагает людям воспользоваться открытой облачной платформой для совместного ведения общественно значимых юридических дел. Полицейский беспредел, случаи злоупотребления властью, бездействие чиновников, экологические нарушения, все то, что волнует людей вплоть до готовности идти в суд, может быть выложено в сеть, обсуждено, доработано и улучшено таким способом, который ранее был доступен только корпорациям и государствам.
Наша система будет полезна социально активным гражданам, юристам, адвокатам, студентам юридических специальностей, международным и локальным правозащитным организациям, волонтерам юридической специализации, а также медиаресурсам и ньюзмейкерам.
- Скажите, когда и как у вас появилась идея создать что-то новое на украинском рынке?
- Идея начать некоммерческий проект CrowdLegal возникла в 2014 году на фоне очевидных процессов увеличения дистанции между людьми и государством. Мы предположили, что разработанные нами решения могут принести пользу активным людям, склонным к самоорганизации. Нам не очень нравится, что государство и корпорации умеют извлекать уроки из каждого дела, а люди не имеют такой возможности из-за фрагментации и изолированности юридической практики. Мы бы хотели, чтобы благодаря нашему решению люди тоже научились повышать эффективность своей деятельности за счет формирования общей юридической практики.
- В чем основной вызов проекта CrowdLegal?
- Проект очень прост с точки зрения критериев его успешности. Нам все удастся, если люди начнут загружать в систему юридическую переписку и материалы судебных дел. Команда проекта отлично знает, что делать после этого. Мы поможем, покажем, подскажем. Мы поделимся нашим управленческим опытом как неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом увеличивать долю успешных исходов. Но мы понятия не имеем, станут ли люди публично делиться своими делами! И в этом главный вызов проекта. Мы для себя поставили планку в 3 000 дел и 10 000 документов за первые 6 месяцев. На меньшем количестве дел и документов нам будет трудно показать людям ценность решения. Другими словами, успех нашего проекта зависит от того, найдем ли мы способ убедить людей поверить нам: идее, продукту, команде. Мы понимаем, что результат может быть разным, но мы приняли решение сделать это.
- Какими были ваши первые шаги?
- Проект CrowdLegal находится в самом начале пути. Несмотря на то, что у нас есть готовый к использованию продукт, мы только проектируем первые шаги нашего проекта. Как рассказать о себе? Как понятно объяснить, что именно мы предлагаем? Как обучить первых пользователей системы? Со всеми этими вопросами мы и пришли в инкубатор. По окончании инкубации был разработан пошаговый план проекта. А дальше как в известной цитате Майка Тайсона: «У каждого есть план, пока он не получает по лицу».
- Насколько тяжело было разбираться в современных технологиях?
- Команда проекта состоит из опытных менеджеров и инженеров, работающих с технологиями в коммерческом секторе уже около 20 лет. Для нас технология - это просто инструмент для решения бизнес задачи. Более того, последнее время ситуация с технологиями начинает существенно изменяться. На рынке появляется много инструментов, дающих возможность осуществлять разработку без каких-либо ИТ навыков. Так, например, в нашем проекте долгое время мы не могли позволить себе разработать конструктор бизнес процессов и мобильное приложение для коммуникации с пользователями через смартфон. Мы бы, наверное, и сейчас не смогли бы решить эти задачи, если бы команда разработчиков с корнями из электронного бизнеса ПриватБанка не выпустила в мир свои разработки Corezoid и Sender. Благодаря Corezoid мы получили высокоэффективный движок для построения процессов обработки информации о событиях, а конструктор форм для мессенджера Sender дал нам возможность установить взаимодействие с пользователями через смартфоны под Android и IOS.
Такие инструменты существенно расширяют круг людей «допущенных» к технологиям и изменяют ценность различных специалистов для инновационного процесса. Трудно не заметить, что сегодня роль инженеров в технологичном проекте становится значимее роли разработчика. И тут мне - менеджеру, имеющему двадцатилетний опыт в юриспруденции, приходится очень кстати мой диплом физтеха с отличием по специальности робототехника.
- Расскажите о том, как поменялась ваша жизнь во время работы над проектом? Какие ощущения и впечатления?
- Стало меньше времени и больше адреналина. Большую часть своей профессиональной жизни я провел в работе за зарплату. Такая работа дает большее ощущение безопасности, позволяет постепенно совершенствовать мастерство, а также позволяет разделить или даже переложить риск ответственности за неудачу на других сотрудников. Это защищает человека от груза неудачи, но неудачи учат лучше и быстрее успеха. И тут каждый выбирает что ему ближе: спокойная жизнь с медленным поступательным движением к успеху или страстное устремление к цели, высокая неопределенность, частые промахи и риск не достигнуть материальных признаков успеха. В моей жизни последних лет стало больше неопределенности и риска.
- Какие эмоции испытала команда после получения подтверждения на работу в инкубаторе 1991? Боялись не оправдать доверия?
- Мы были глубоко уверены, что не пройдем отбор. Для нас это было первое представление идеи сообществу. Мы хотели просто протестировать идею, увидеть реакцию более опытных в стартап-сообществе специалистов для того чтобы утвердиться в намерении начинать проект или отказаться от него. Решение жюри днепропетровского хакатона нас ошеломило. По условиям конкурса через три дня мы должны были прибыть в Киев на полуторамесячную инкубацию. Семьи. Проекты. Клиенты. Мы не были готовы ехать, и у нас было всего пару дней для принятия решения. Прошли они, мягко говоря, неспокойно.
- СЕО удачных украинских стартапов - кто они в повседневной жизни? Чем увлекаетесь, на что тратите свободное время, если оно у вас есть?
- Это Вы сейчас про кого говорите? Наш успех еще впереди! А сейчас все, что хоть немного похоже на свободное время, хочется посвятить семье.
- На что вы планируете потратить первые заработанные средства?
- Сегодня мы видим проект CrowdLegal неприбыльным. Мы приветствуем справедливое вознаграждение, но хотелось бы найти способ не смешивать «общественные устремления» с финансовыми. Все заработанные средства мы традиционно направляли на разработку нового функционала системы, однако в инкубаторе стало понятно, что функционал нашего продукта меньше всего нуждается в инвестициях. Значительно важнее для проекта найти первых пользователей и показать им все возможности, предоставляемые системой.
- Сложно ли работать в Украине?
- Если говорить о бизнес атмосфере, то мы давно работаем в коммерческом секторе и ко всему привыкли. Если же говорить о наших ожиданиях, о принятии проекта CrowdLegal пользователями - то нам кажется, что здесь и сейчас самое лучшее время для начала нашего проекта. В Украине много несправедливости, и видны отчаянные попытки людей попробовать хоть что-то изменить, помочь друг другу. Раньше так не было. И позже может так не быть. Похоже, что это правильное время что б сделать свой вклад.
- Расскажите о своих дальнейших планах и идеях. Каким вы видите ваш продукт через несколько лет?
- Мы считаем, что идея проекта имеет глобальное применение. Несмотря на то, что в каждой стране свои законы, представление о праве, как и о справедливости, трансгранично. Все несправедливое в США, Германии, Великобритании с высокой степенью вероятности может быть признано несправедливым и в Украине. В таком случае, мы можем не только знакомиться с текстами юридических документов других стран, но и можем брать из них доводы и аргументы для обоснования своей позиции. Планируем обратиться в международные правозащитные и адвокатские организации с целью получения доступа к архивам судебных дел.
Отдельная история – использование нашей системы в целях обучения студентов юристов. Мы считаем, что проект CrowdLegal правильный современный формат онлайн юридической клиники, где студенты могут принять участие в реальных судебных делах интересующей их специализации независимо от места спора. Кроме того, мы начали первые робкие эксперименты по построению конструктора ботов-тестировщиков юридических и учебных терминов для смартфонов на базе мессенджера Sender.
- Что бы вы посоветовали, исходя из своего опыта, молодым людям, которые только начинают свои первые шаги– как в области ИТ, так и в других направлениях?
Пробуйте и не бойтесь. Когда-то прочел в блоге у моего преподавателя в Киево-Могилянской бизнес школе - Павла Шереметы, что в Библии 365 раз используется фраза «Не бойся!». Как будто по одному разу на каждый день в году.