Как мобильные операторы охотятся за пользователями из глубинки Украины / Все новости / Главная

Американское издание The Wall Street Journal опубликовало интересный взгляд на состояние украинского рынка телекоммуникаций. IGate перевел эту статью для вас. 

Созревающий рынок вынуждает мобильных операторов выискивать новых пользователей в самых дальних уголках Украины, несмотря на нестабильную и трудную бизнес-обстановку, пишет The Wall Street Journal.

Мобильный оператор Turkcell принес 3G-интернет в один из самых удаленных уголков Юго-Западной Украины. В феврале команда техников Turkcell совершила путешествие в село Косовская Поляна. В этом диком регионе заснеженных Карпат в узкой долине проживает менее 5 тыс. человек. Целью похода была установка 3G-антенны. Теперь жители Косовской Поляны смогут со смартфонов выходить в интернет, просматривать ролики с YouTube и пользоваться доступными им веб-сервисами.

Для жителей столь отдаленного и малонаселенного места появление 3G стало настоящим сюрпризом. «Я был потрясен», – говорит Алексей Копузяк. Он сидел дома и слушал музыку, когда вдруг обнаружил, что у него на смартфоне появился 3G-сигнал. Теперь 21-летний строитель имеет возможность загружать аудио без задержек. «Все просто счастливы», – утверждает он.

Интерес к столь крошечной деревушке отражает зрелое состояние глобального рынка телекоммуникаций. Международные операторы готовы хвататься за любого пользователя, до которого только могут дотянуться, даже если это означает организацию бизнеса в стране с нестабильным правительством, нестабильной экономикой, проблемами с коррупцией и наличием вооруженного конфликта.

«Низко висящие плоды уже разобрали, – говорит Мэтс Грэнрид, глава телекоммуникационной торговой группы GSMA. – Теперь настала очередь более труднодоступных». Нынешний интерес к Украине остро контрастирует с ситуацией двухлетней давности, когда телекоммуникационные компании старались как можно быстрее вывезти дорогостоящее сетевое оборудование из городов на востоке страны. Столкновения с сепаратистами становились всё более интенсивными, а экономика Украины была в хаосе.

Многие проблемы до сих пор остаются неразрешенными. В апреле в отставку ушел премьер-министр. Несмотря на это, три иностранных компании, Turkcell Iletisim Hizmetleri AS из Турции, Mobile TeleSystems PJSC из России и VimpelCom Ltd. из Нидерландов, делают инвестиции для расширения беспроводных услуг в Украине.

Украина пока несколько отстает в глобальных технологиях. Хотя экономика страны вдвое больше экономики Коста-Рики, проникновение мобильного широкополосного интернета в Украине составляет менее одной десятой от проникновения в странах Центральной Америки. Население Украины составляют образованные люди, многие из которых владеют недорогими смартфонами. Согласно данным Всемирного банка, средний годовой доход в Украине составляет приблизительно $3,5 тыс. – вдвое меньше, чем в Ботсване.

Там, где есть неудовлетворенный спрос, находятся возможности. Менее чем через час после включения 3G, когда весть о запуске разлетелась между жителями Косовской Поляны, уровень трафика в селе возрос на 92%.

Операторы начали внедрять 3G в Украине в июне прошлого года, спустя более чем через десять лет после того как высокоскоростные сети появились во всём остальном мире. США и многие другие страны уже готовятся запускать у себя сети 5G.

«Это похоже на машину времени», – говорит Каан Терзиоглу, глава Turkcell. После революции конца 2013 года новая власть реформаторов нацелилась на внедрение 3G. Многие полагают, что отсутствие этого стандарта связи было следствием коррупции, пронизывающей политическую систему страны. Примерно десять лет назад правительство продало всего одну лицензию 3G монополистическому поставщику наземных линий связи, ПАО «Укртелеком». Тем не менее, мобильных сетей у этой компании не было.

Юрий Курмаз, генеральный директор «Укртелеком», считает, что операторам мобильной связи будет нелегко преуспеть. Дело в том, что большая часть 3G сейчас сосредоточена в городах и не затрагивает сельские районы. «Поскольку географическое покрытие недостаточно обширно, я не наблюдаю значительного роста в использовании 3G», – говорит Курмаз.

Аудитория Turkcell в Украине составляет примерно 13 млн абонентов, в то время как у вымпелкомовского «Киевстар» насчитывается 25 млн, а у Mobile TeleSystems (MTS) – около 20 млн. Многие абоненты используют сим-карты нескольких операторов, чтобы сэкономить на дорогих звонках вне сети.

Все три иностранных оператора настойчиво инвестируют в украинскую мобильную связь. «Киевстар» недавно освежил свой бренд, заменив слишком по-советски выглядевшую звезду на нечто более молодое. MTS по соглашению с Vodafone Group PLC переименовывает свои магазины и сервис в Украине в соответствии с британским брендом.

Turkcell, который является крупнейшим мобильным оператором Турции, впервые пришел в Украину в 2005 году. За это время он потерял в стране сотни миллионов долларов. Компании приходится сталкиваться с низкой стоимостью местных услуг и слабой валютой. Turkcell вложил огромные деньги в покупку частот и создание собственной сети, но получает при этом всего $1 с абонента в месяц. Гривна за последние два года упала на 70% по отношению к доллару.

Также Turkcell и другие иностранные операторы потеряли большое количество клиентов в восточном регионе страны. К концу 2014 года компания полностью ушла из Крыма, а также вывезла оборудование и персонал из Донецка и Луганска. Сегодня Turkcell лишь изредка посылает субподрядчиков на обслуживание башен в этом регионе. Чтобы команды не попали под перекрестный огонь, работы проводятся по ночам.

Компания ожидает, что внедрение 3G сетей позволит получать с клиентов большие суммы. Более чем у 45% абонентов Turkcell есть смартфоны. Ожидается, что многие из этих абонентов начнут использовать 3G, как только получат к нему доступ. Уже в прошлом году компания существенно сократила свои убытки.

По словам Каана Терзиоглу, внедрение мобильного интернета удваивает средний доход с одного пользователя. «Если же мы внедрим дополнительные цифровые сервисы, то сможем удвоить доход еще раз», – говорит он.

Тем не менее, не все готовы платить. Дмитрий Данчевский, студент университета, живущий во Львове, уже сейчас считает стоимость мобильного интернета слишком высокой. Он платит чуть больше доллара за гигабайт трафика, тратит его за неделю. И он не может позволить себе покупать больше.

«Это – щекотливый вопрос, потому что люди очень бедны», – говорит Петр Чернышов, руководитель оператора «Киевстар», принадлежащего VimpelCom Ltd.

Илья Кенигштейн, 44-летний украинский предприниматель, который организовывал протесты против отсутствия в стране высокоскоростных сетей, считает, что оно того стоит. «Вы не можете сейчас жить без 3G, – говорит он. – Это – часть свободы».

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: