Спустя 25 лет после презентации WorldWideWeb информационная эра подходит к концу. Благодаря мобильным устройствам и интернету, пронизывающему буквально всё, человечество вступает в период, который можно условно назвать «эпохой опыта», пишет TechCrunch.
Вспомните, когда в последний раз вы обновляли свой статус в социальной сети? Может быть, вы вообще перестали делать это? Последние исследования указывают, что 1,6 млрд. пользователей Facebook стали обновлять статус примерно на 21% реже. Поле статуса – один из символов информационной эры, периода, когда доминировали стационарные ПК, а технологические компании стремились упорядочить всю информацию в мире. Но символы «эпохи опыта» выглядят совершенно иначе. Они – порождение микрокомпьютеров, мобильных сенсоров и высокоскоростного подключения.
Отказ от использования статусов – лишь один из признаков большого сдвига от информации к опыту. Что стало причиной этого сдвига? Если говорить кратко, это изменяющийся контекст наших онлайн-взаимодействий, продиктованный разнообразными подключенными устройствами.
Ты – не твой профиль
Чтобы понять, как всё это работает, просто вспомните Facebook и Snapchat.
Facebook – порождение информационной эры. Наряду с другими социальными сетями своего поколения Facebook формировался на основе принципа эры настольных ПК – накопления информации. Принцип накопления проявился в форме цифровых профилей, где пользователь представлялся как сумма сохраненной им информации – текста, фото, видео, веб-страниц. В информационную эру мы демонстрировали себя с помощью этого цифрового профиля. Но мобильные устройства изменили то, как мы рассматриваем цифровую идентичность. Благодаря камере, транслирующей жизнь в реальном времени, накопленная информация уступила место непрерывному самовыражению. «Виртуальное Я» стало менее очевидным. Я могу быть результатом всего, что сделал, но я вовсе не совокупность всего этого. Snapchat – порождение этой новой действительности.
Многие пользователи считают, что главная особенность Snapchat – приватность. Но главное достижение мессенджера состоит вовсе не в самоуничтожающихся сообщениях. Главная заслуга Snapchat состоит в том, что он сломал привычный принцип накопления информации. В результате профиль в социальной сети перестал быть центром вселенной. В «эпоху опыта» ты – не твой профиль. Ты – это просто ты.
Показывай, не говори
Центральная мысль «эпохи опыта выглядит так: «Я покажу свою точку зрения, а вы дадите мне свое внимание». Вам может показаться, что этот принцип всегда работал в социальных сетях. Но изменился сам способ того, как мы обмениваемся информацией. Рассказы теперь стали визуальными и более буквальными, чем когда-либо в истории.
В информационную эру коммуникация начиналась с голой информации. К примеру, на Facebook вы заполняли поле статуса, добавляли метаданные, вроде расположения, выбирали смайлик, демонстрирующий Ваши эмоции. Этот информационный подход можно наблюдать даже в недавних нововведениях Facebook. Реагируя на что-то, пользователь думает, какую из эмоциональных реакций выбрать.
В отличие от этого подхода, Snapchat всегда начинается с камеры. Отклик также отправляется интуитивно. Пролистывание истории указывает на то, что получатель ознакомился с посланием. Таким образом, в «эпоху опыта» главный способ ввода – сугубо визуальный, а доминирующий отклик представляет собой внимание в чистом виде. Сегодня вся эта цепочка обмена опытом происходит, в основном, на мобильных устройствах. В будущем она может переместиться в виртуальную реальность.
Массив опыта
Новая реальность позволяет рассматривать наработки Facebook, такие как сервис видеотрансляций, 360-градусные камеры и шлем виртуальной реальности, как явления одного порядка. Само собой, Facebook – не единственный технологический гигант, двигающийся в подобном направлении. К примеру, все, наверняка, наслышаны о таинственном проекте Magic Leap. В стартап, разрабатывающий гарнитуру дополненной реальности, но еще даже не показавший прототип, уже вложили $4,5 млрд. такие компании как Google и Alibaba.
Глобальная гонка вооружений идет полным ходом. Начинает создаваться иерархическая структура, которую можно условно назвать «массивом опыта».
В его основании лежит Слой 0, реальный мир. Полный же массив представляет собой среду, позволяющую захватывать моменты реального мира и вести общение с их помощью. По мере перемещения по массиву, реальные слои сменяются логическими. На вершине массива находятся приложения вроде Snapchat Live или Periscope.
Продукты завтрашнего дня будут обеспечивать еще большую степень погружения и обмена живым опытом между пользователями. Можно только представить, насколько непосредственным и естественным будет общение пользователей при помощи гарнитур дополненной реальности вроде Magic Leap.
Онлайн и оффлайн личности все больше сливаются воедино. Истории, которые рассказывают друг другу пользователи, становятся все более визуальными. Инвестиции в каждом из слоев «массива опыта» ускоряют развитие продуктов, которые ставят этот опыт во главу угла. Вместе все эти тенденции открывают двери для нового золотого века технологий.