6 июля в Киеве состоялась конференция от компании De Novo, посвященная облачным технологиям. Спикеры мероприятия рассказали, что будущее в сфере обработки данных уже наступило, о том, что оно из себя представляет, и как его можно использовать.
Облачные технологии – это общее название способов обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются пользователю как онлайн-сервис. И речь идет не только о хранении: помимо дисков, пользователь также получает доступ к вычислительным мощностям. Иногда речь идет о террабайтах оперативной памяти и террагерцах тактовой частоты процессоров.
Это позволяет не только сохранить важную информацию, но и продолжать обслуживание клиентов в любых обстоятельствах, будь то наводнение, веерное отключение электричества, сгоревший кондиционер серверной или столь популярный в Украине в последние годы визит «маски-шоу».
Принято говорить, что за облачными технологиями будущее. Но это чересчур пессимистичное суждение – облачные сервисы уже активно используются. Мировая инфраструктура облачных систем растет со впечатляющей скоростью – 31% за 2015 год, а в 2016 году ожидается рост до 40%.
Генеральный директор De Novo Максим Агеев утверждает:
«Через 3-4 года основная часть IT сервисов будет доступна только из облака, и объем облачных вычислений намного превысит возможности корпоративных дата-центров. Те, кто не сможет с этим совладать, не сумеют работать в новой реальности. Иными словами, если вы не идете к облакам, то облака идут к вам.»
И даже несмотря на то, что украинский IT-рынок переживает не лучшие времена и в сравнении с 2013 годом обвалился втрое, сегмент облачных решений продолжает устойчиво расти, причем не только в гривнах, но и в долларах.
Директор по технологиям компании De Novo Геннадий Карпов считает, что процесс перехода на облачные сервисы необратим:
«Будущее наступило, времена изменились. Классическая системная интеграция себя изжила. Как бы не повернулась ситуация в будущем, никто не вернется к модели построения IT-системы образца 2012 года. Все. Вкусив нового яблока с облачного дерева, никто ни при каких условиях полностью в оффлайн не вернется.»
Половина украинских предприятий уже пользуются облачными сервисами, и еще 20% планируют начать их использовать.
Как ни странно, облака также постепенно приходят и в госсектор. Геннадий Карпов рассказал, что эти инновации традиционно идут «снизу»:
«В прошлом году впервые в облаке появилось государство. В основном это порталы госуслуг. Для нас эта деятельность в основном носит волонтерский характер. На подавляющем большинстве этих проектов мы не заработали ни гривны, и не факт что заработаем. Но мы считаем, что наши инвестиции не пропадут даром – думаю, все со мной согласятся, что с государством что-то делать надо».
Конечно, до государственной поддержки облачных технологий, характерной для стран «золотого миллиарда», Украине пока далеко. Но прогресс уже идет.
Этому в значительной степени способствует и то, что средний уровень представлений о технологиях неуклонно растет. Если три года назад большинство потенциальных клиентов «облаков» не обращалось к ним, потому что опасалось за сохранность своих данных, то сейчас беспокоящие их проблемы более обоснованны и более решаемы: персонал можно обучить, а провайдера – подобрать надежного.
История развития облачных сервисов в Украине включает и весьма драматические главы. Занимательна, например, история энергетической компании «ДТЭК Сервис»: у них был собственный дата-центр. Но находился он в Донецке. И летом 2014 года им пришлось экстренно спасать данные. Пытаться возить хрупкую технику или строить еще один дата-центр компании предсказуемо не хотелось – пришлось мигрировать в облако, причем не теряя в процессе переезда данных и работоспособности. Заместитель директора по информационным технологиям Дмитрий Осыка рассказал, что суммарно процесс занял считанные недели:
«Неделя на перенос бэкапов, две недели на тестирование, месяц – весь переезд. Что перенесли? Резервное копирование, САП, все наши биллинговые системы, и архивы электронной почты».
Для компании с 127 тыс. сотрудников фантастические сроки.
De Novo считает, что сфера применимости облачных решений не ограничивается крупными компаниями, и запускает отдельное «облако» – SuperNovo – для среднего и малого бизнеса. Оно проще, чем используемые крупными компаниями; его могут использовать и юридические, и физические лица; а еще оно предоставляет договор публичной оферты – то есть, зарегистрировался, заплатил и пользуешься, подписывать контракт, привлекать бухгалтерию и ставить штампики не нужно. Да, подобные решения есть и у Amazon, и у Microsoft Azure, но у отечественного производителя сервера ближе, есть техподдержка на русском языке, да и цена ощутимо ниже.
Кстати, в августе начинается открытое бета-тестирование этого «облака». Так что если счета за кондиционер в серверной начинают зашкаливать – возможно, стоит задуматься об экспериментальном переходе в будущее?