Сейчас в Украине почти 170 тыс. автомобильных дорог общего пользования. При этом 16% от этой цифры, составляют гравийные «тропы», а 5% остались с тех времен, когда асфальт еще не применялся в строительстве. Около 90% автомобильных дорог в Украине не ремонтировали более 30 лет. В капитальном ремонте нуждается 17 тыс. км дорог, еще 34 тыс. км дорог требуют текущий средний ремонт, то есть латание дыр.
Проблема качества дорог в Украине стоит настолько остро, что ее пытается решить не одна команда разработчиков. Недавно IGate писал о проекте Navizor. Практически одновременно с ним программисты из веб-студии Stfalcon.com запустили еще один сервис – «Дороги Украины», который позволяет оценить качество дорожного покрытия, на этот раз в «автоматическом», а не «ручном» режиме. Проект «Дороги Украины» предлагает всем желающим принять участие в составлении карты отечественных магистралей.
С чего все началось
Около двух лет назад автор идеи Степан Танасийчук, он же основатель и СЕО Stfalcon.com, задумался о состоянии отечественных дорог после поездки в Германию: разница в качестве дорожного покрытия была разительной. Он решил реализовать такой сервис, чтобы как-то изменить ситуацию на дорогах Украины.
За прошедшие два года сервис Uaroads уже сумел завоевать немало сторонников: сейчас в сервисе зарегистрировалось уже более 61 тыс. пользователей. Благодаря им было оценено и записано более 91 тыс. км дорог.
Теперь, кроме карты качества дорожного покрытия Украины, у сервиса есть собственный навигатор, который прокладывает оптимальный маршрут с учетом качества дорог. Мобильное приложение умеет автоматически собирать статистику о качестве дорог, а также имеет встроенный маршрутизатор.
Как это работает
Чтобы присоединиться к проекту, достаточно установить приложение «Дороги Украины» на Android, iOS или Windows Phone и включить GPS-датчик во время движения авто. Технология работы приложения очень проста: все современные смартфоны позволяют измерять через акселерометр уровень «сотрясений» телефона. Водитель устанавливает приложение на свое мобильное устройство и ездит как обычно. В это время приложение автоматически фиксирует сотрясения, сохраняет данные с акселерометра и GPS-координаты в трек, а также самостоятельно включается и выключается. При подключении к мобильному интернету или Wi-Fi данные передаются на сервер. Сбор данных начинается с момента, когда приложение распознает движения автомобиля, основываясь на данных акселерометра. Все сведения, которые передаются на сервер, обезличены, то есть не содержат никакой информации о пользователе или его автомобиле.
Потом данные обрабатываются – алгоритм учитывает даже такие мелочи, как положение устройства в автомобиле – и обобщаются. Если по некоторому маршруту ездит много пользователей, данные «наслаиваются» друг на друга, и результат становится точнее. Алгоритм учитывает не только количество ям на дороге, но и скоростной режим. В результате на карту наносятся участки дорог, оцененные по состоянию в интуитивно понятной цветовой шкале «красный-желтый-зеленый».
Само по себе приложение бесплатно, но в нем можно «угостить» разработчика кофе, пончиком или пиццей в денежном эквиваленте. Средства при этом пойдут, скорее всего, не на вкусняшки, а на разработку и внедрение новых полезных фич и дальнейшее развитие сервиса. Первым крупным инвестором проекта стал экс-председатель департамента автотранспорта Министерства инфраструктуры Украины Роман Хмиль, который вложил в проект $5 тыс. и высоко оценил полезность сервиса: «Это тот случай, когда вместе мы можем решить задачу, которая иначе требует колоссальных затрат — в режиме реального времени мониторить состояние дорожного покрытия в нашей стране».
Что дальше
Разумеется, такой проект немыслим без некоторого уровня взаимодействия с властью – хотя бы уже потому, что позволяет сэкономить немалое количество денег на мониторинге качества дорог. Разработчики прокомментировали текущую ситуацию так: «Поскольку смена кресел во власти иногда идет очень быстро, и заручиться длительной поддержкой не так уж просто, решили сами отправиться ближе к власти. Мы присоединились к Общественному совету при Службе автомобильных дорог в Хмельницкой области. Это своего рода альтернатива независимому аудиту в сфере дорог. Фраза «изменения в стране зависят от каждого» вовсе не банальность. Заинтересованность и совместный мониторинг не только улучшат осведомленность каждого гражданина, но и способствует повышению качества дорог путем контроля за ремонтными работами».
В ближайшее время разработчики планируют продолжать работу над навигатором и добавить функцию голосового предупреждения о плохих участках дороги. Это позволит достойно конкурировать даже с гигантами вроде «Яндекс.Навигатор» – ведь у них такой возможности нет. Также команда нацелена на международное развитие сервиса.
«Дороги Украины» – не единственный социальный проект Stfalcon.com. Компания также создала сайт патруль.сom, в народе «Общественный патруль», с помощью которого каждый украинец может принять участие в создании базы нарушителей ПДД, загрузив видеозапись нарушения.