Потерявшиеся космические игрушки человечества / Все новости / Главная

Пару дней назад у космического агентства NASA появился небольшой повод для праздника. Космический аппарат, который почти два года считался безвозвратно потерянным в космосе, внезапно вышел на связь. Речь идет о солнечной обсерватории STEREO-B, одном из двух модулей миссии STEREO.

Модули STEREO-A и STEREO-B были запущены еще в октябре 2006 года. После выхода на гелиоцентрическую орбиту они начали медленно удаляться друг от друга. Это позволило обсерваториям вести одновременно стереоскопические наблюдения за Солнцем. В феврале 2011 года с помощью аппаратов STEREO была получена первая в истории космических исследований полная 360-градусная фотография поверхности Солнца.

Увы, 1 октября 2014 года во время очередной плановой проверки связь с модулем STEREO-B была потеряна. Само собой, брат-близнец STEREO-A в этой ситуации стал практически бесполезным. Теперь, когда обсерватория STEREO-B снова заработала, ученые попытаются дистанционно разобраться в неполадках и восстановит работу всей миссии STEREO.

Это – отличная новость для NASA. Но следует признать, что отнюдь не всем потерявшимся космическим игрушкам человечества так везет. Чаще всего при неудачах аппараты либо гибнут, либо бесследно исчезают в космосе. Ситуации же, когда потерянный аппарат был впоследствии найден относительно целым, можно пересчитать по пальцам. Вот наиболее интересные примеры таких случаев.

«Бигль-2»

Посадочный модуль «Бигль-2» был разработан Европейским космическим агентством для исследований в рамках миссии «Марс-экспресс». 25 декабря 2003 года модуль начал снижаться на поверхность Красной планеты, но внезапно связь с ним прервалась. «Бигль-2» исчез из поля зрения ученых. Его судьба оставалась неизвестной более 12 лет. Загадка пропавшего модуля разрешилась лишь в январе 2015 года, когда автоматическая межпланетная станция NASA Mars Reconnaissance Orbiter сделала высококачественные снимки предполагаемого места его посадки.

Ученые были весьма удивлены. Как выяснилось, «Бигль-2» вовсе не потерпел крушение. Модуль успешно приземлился, но солнечные панели, не развернувшиеся полностью, попросту загородили антенну. Возможно, когда-нибудь ученым еще представится возможность исследовать «Бигль-2». Но на данный момент подобная спасательная операция совершенно нерентабельна.

«Луноход-2»

«Луноход-2» стал одним из самых успешных лунных экспериментов СССР и, одновременно, одним из самых популярных поводов для «околокосмических» мистификаций. Аппарат был доставлен на Луну 15 января 1973 года. За четыре месяца он успел пройти 42 км и передал на Землю огромное количество данных. Но в начале мая, ползая по стенкам одного из кратеров, «Луноход-2» случайно зачерпнул немного лунной пыли. Это привело к нарушению температурного режима и выходу из строя электроники аппарата. 11 мая 1973 контакт с «Луноходом-2» прервался.

Несмотря на банальность произошедшего, история быстро обросла массой домыслов. Отчасти, в этом виноваты неточные советские лунные карты. В течение нескольких десятилетий никто попросту не мог найти «Луноход-2», потому, подобно грибам, ширились  мифы о том, что аппарат «украли инопланетяне». К счастью, спустя 37 лет, в 2010 году, ученый Фил Стоок из Университета Западного Онтарио обнаружил на новых детальных снимках Луны пропавший «Луноход-2».

«Марс-3»

Не менее интересная ситуация произошла со спускаемым аппаратом миссии «Марс-3». Этот аппарат считался потерянным более сорока лет. Автоматическая станция «Марс-3» стартовала к Марсу 29 мая 1971 года. 2 декабря того же года ее посадочный модуль совершил на планете мягкую посадку. Это была первая в истории человечества мягкая посадка модуля на Марс.

Полторы минуты спускаемый модуль разворачивался и готовился к работе, а затем начал передавать информацию. К сожалению, его хватило всего на 14,5 секунд. Затем связь резко оборвалась.

Ученые до сих пор не знают наверняка, что именно послужило причиной обрыва связи. Одни полагают, что это был разряд статического электричества. Другие – что виновата ошибка в расчетах. Так или иначе, более четырех десятилетий судьба «Марса-3», равно как и точные координаты его посадки, оставались загадкой. Лишь в 2012 году энтузиасты обнаружили на свежих фотографиях со станции Mars Reconnaissance Orbiter что-то похожее на модуль «Марс-3».

Повторная съемка указанной локации подтвердила догадку. На фото эксперты различили сбрасываемую штангу с двигателями мягкой посадки, тормозной конус, парашют и сам посадочный модуль. Теперь человечество точно знает, где находится «Марс-3». Увы, в причинах его выхода из строя можно будет окончательно разобраться не раньше, чем люди доберутся до места посадки аппарата. То есть, очень нескоро.