Беспилотные автомобили – один из ведущих технологических трендов современности. Созданием автомобильного автопилота занимаются как компании-гиганты, вроде Google или Apple, так и одиночки-энтузиасты. Разработчики уверены: избавив человека от необходимости лично управлять машиной, беспилотная технология сделает мир безопаснее и подарит людям больше свободного времени. Те несколько часов, которые мы ежедневно тратим за рулем, в будущем можно будет посвящать чему-то полезному. По крайней мере, так считают эксперты. Но существует и альтернативное мнение.
Недавно двое исследователей Мичиганского университета, Майкл Сивэк и Брэндон Шоеттл, опубликовали отчет под длинным названием «Повысят ли автономные транспортные средства продуктивность пассажира?»
Однозначного ответа на этот вопрос исследователи не дают. Хотя бы потому, что реальный ответ можно будет получить лишь на основе масштабного «полевого» исследования. А сейчас таковое провести невозможно, поскольку беспилотная технология пока не вышла в массы. Тем не менее, прогноз оказывается не слишком позитивным.
По предварительным данным, даже с массовым распространением беспилотных автомобилей продуктивность их пассажиров практически не возрастет. Ученые провели социологический опрос, который продемонстрировал довольно неожиданные результаты. Во-первых, 23% взрослых американцев заявили, что категорически отказываются ездить на беспилотных автомобилях. Еще 36% оказались не столь категоричны. Эти люди согласились бы на поездку, но признаются, что всё равно внимательно следили бы за дорогой, не отвлекаясь на посторонние действия. Работать в таких условиях они, однозначно, не стали бы. Примерно 3% американцев признались, что попытка читать или писать в транспортном средстве была бы чревата для них приступом морской болезни. Таким образом, в общей сложности 62% опрошенных не получили бы никакого преимущества от технологии беспилотных автомобилей.
Но существует еще одна нерешенная проблема. Эксперты считают, что работа в беспилотном автомобиле может быть небезопасной.
Проблема безопасности
Большинство современных автомобилей спроектированы таким образом, чтобы в случае аварии защищать человека, сидящего в строго определенной позе. Предполагается, что водитель сидит ровно и смотрит вперед. На это ориентированы ремни и подушки безопасности, да и сама конструкция кузова. Никто не предполагает, что пассажир автомобиля разляжется с ноутбуком посреди салона, выставив ноги в люк на крыше.
Отсюда проистекает серьезная проблема безопасности. Все мы видели потрясающие концепты, на которых салон беспилотного автомобиля напоминает скорее небольшую комнату. Пассажиры чувствуют себя в таком салоне максимально комфортно и расслабленно. Вот только если люди располагаются в машине, как им взбредет в голову, все меры безопасности оказываются бесполезными, а авария даже на малой скорости приводит к печальным последствиям. В общем, разработчикам беспилотных автомобилей еще только предстоит решить, как соблюсти баланс между безопасностью пассажира и свободой его перемещения по салону.
Отдельного упоминания заслуживают различные болтающиеся по салону предметы. Здорово, когда у пассажира есть возможность по пути на работу пользоваться ноутбуком. Но совсем не здорово, когда этот ноутбук превращается в снаряд и летит кому-то в голову. Если разработчики хотят позиционировать беспилотный автомобиль как некий «передвижной офис», им придется решить еще и эту проблему.
Если вопросы безопасности не будут разрешены, беспилотный автомобиль будет отличаться от обычного лишь отсутствием необходимости рулить. Расположение кресел и общая компоновка салона останутся прежними, а потому никакой комфортной работы в такой машине ждать не придется.