В начале октября канал HBO запустил в прокат новый сериал Westworld («Мир дикого запада» или «Западный мир»). Проект был обласкан критиками задолго до выхода на экраны первого эпизода. Сериал всерьез называли «заменой “Игре престолов”», и, откровенно говоря, такой оптимизм со стороны прессы внушал немало опасений. Уж слишком часто распиаренные подобным образом телепроекты оказывались очередным «пшиком». К счастью, в этот раз пронесло.
На текущий момент вышло лишь 4 серии «Мира дикого запада», но уже сейчас ясно, что этот сериал – настоящий хит. Похоже, он, действительно, сможет заменить «Игру престолов», которой осталось не более пары сезонов.
О сериале
«Мир дикого запада» снят по одноименному фильму 1973 года. А фильм поставлен лично великим и ужасным Майклом Крайтоном.
Большая часть аудитории знает Крайтона как автора «Парка Юрского периода». Более искушенные читатели, вероятно, вспомнят романы «Штамм “Андромеда”» или «Сфера». В общем, в историю литературы Майкл Крайтон вошел, прежде всего, как автор «твёрдой» научной фантастики. Потому не удивительно, что сериал, снятый по его старому сценарию, стал настоящим глотком свежего воздуха для всех любителей этого жанра.
Идея «Мира дикого запада» довольно проста. Чем-то она даже напоминает крайтоновский «Парк Юрского периода». В недалеком будущем существует гигантский парк аттракционов, стилизированный под эпоху Дикого запада. Здесь богатые туристы могут почувствовать себя настоящими ковбоями. Парк населен андроидами, не имеющими полноценного самосознания. Машины, внешне неотличимые от людей, запрограммированы день за днем отыгрывать одни и те же сценарии. Туристы же могут делать в парке всё, что им вздумается – ведь андроиды физически не способны навредить приезжим. Если вы хоть чуть-чуть знакомы с творчеством Крайтона, то уже понимаете, к чему всё это идет. В парке обязательно что-то пойдет не так, и машины начнут обретать настоящее сознание.
Очень научная фантастика
На первый взгляд, концепция сериала может показаться не такой уж сложной. Но при ближайшем рассмотрении «Мир дикого запада» оказывается намного глубже и серьезнее, чем может показаться. По сути, повторяется ситуация с «Парком Юрского периода» Крайтона. Те, кто читал книгу, знают, что она была, в первую очередь, научно-популярным трактатом о теории хаоса и научной этике. И лишь во вторую – ужастиком с голодными и злыми динозаврами.
Ту же ситуацию мы можем наблюдать и с «Миром дикого запада». За маской классического вестерна скрывается произведение, поднимающее целый ряд серьезных и провокационных вопросов. И на все эти вопросы человечеству придется отвечать в самом ближайшем будущем.
Внимание! Далее вы можете наткнуться на спойлеры, которые раскроют вам частичное содержание первых четырех эпизодов сериала. Читайте продолжение статьи на свой страх и риск.
Живем ли мы в симуляции?
Андроиды «Мира дикого запада» не имеют полноценного самосознания, но в них загружены фальшивые воспоминания о жизнях, разработанных сценаристами парка развлечений. Воскресая в начале очередного цикла, машины не догадываются, что их мир нереален, а существование ограничено несколькими повторяющимися по кругу днями.
Философы задаются вопросом о реальности нашего мира уже не одну сотню лет. Ученые мужи античности гадали, не является ли окружающее сном. Сегодня крупнейшие мировые ученые всерьез допускают, что реальность может оказаться всего лишь компьютерной симуляцией. О некоторых свидетельствах в пользу этой провокационной теории мы уже писали ранее.
Сможем ли мы контролировать искусственный интеллект?
После каждого обнуления андроиды «Мира дикого запада» должны просыпаться с чистой памятью. Так должно быть в теории. Но после очередного программного обновления, призванного сделать поведение машин «человечнее», часть воспоминаний о событиях предыдущих циклов начинает просачиваться и менять поведение андроидов.
Эти события сериала явно перекликаются с последними тенденциями мира технологий. Примитивный искусственный интеллект, который сейчас разрабатывается технологическими компаниями, никто не программирует вручную. На замену прямым командам программистов пришли алгоритмы, автоматически обучающие искусственный интеллект. Только такое машинное обучение способно сделать компьютер человечнее. Но, при всем удобстве этого метода, машинное обучение означает отказ от прямого контроля. Создатели просто вводят в компьютер огромное количество данных и смотрят, что из этого выйдет. Иногда в результате этого рождаются произведения искусства. А иногда чат-боты начинают ненавидеть человечество.
Смогут ли машины быть настолько совершенными?
Андроиды в сериале внешне совершенно неотличимы от людей. Заставка перед сериями частично демонстрирует процесс «сборки» этих машин. Мы видим устройства, похожие 3D-принтеры, по волокнам собирают фрагменты тел андроидов. Видим полимерные ванны, куда окунаются машины для наращивания синтетической плоти. Всё это не так уж далеко от реальности. Конечно, до печати функциональных организмов человечество еще не дошло, но 3D-печать уже сегодня позволяет создавать простые синтетические органы.
Что есть сознание?
Не все сотрудники парка «Мир дикого запада» хотят видеть в андроидах простые машины. Есть и те, кто хотел бы пробудить в этих устройствах настоящее сознание. Возможно ли подобное в нашем реальном мире? Сложно сказать. В конце концов, ученые до сих пор не могут досконально разобраться в том, как работает человеческое сознание. Соответственно, и вопрос о том, что считать сознанием, остается дискуссионным. В конце концов, муравья тоже можно считать «скриптом на ножках». На каком уровне заканчивается автоматизация и начинается сознание? Вряд ли сериал прямо ответит на этот вопрос. Но поломать об этом голову он, наверняка, заставит не одного зрителя.
Могут ли роботы эволюционировать?
«Эволюция создала всю разумную жизнь на этой планете с помощью одного инструмента – ошибки», – утверждает в сериале создатель «Мира дикого запада».
Могут ли программные ошибки в реальном мире стать толчком к неконтролируемой эволюции машин? Стивен Хокинг, один из самых известных ученых мира, считает, что могут. Хокинг всерьез опасается самообучающегося искусственного интеллекта. «Развитие искусственного интеллекта может стать лучшим или худшим, что когда-либо происходило с человечеством. Сейчас мы не знаем, чем все это может обернуться. Потенциальные преимущества таких технологий безмерны. Однако предсказать, чего мы можем достичь, усилив наши умы искусственным интеллектом, мы не способны», – заявил ученый в своем недавнем выступлении.
Существует ли свобода воли?
Этот вопрос еще сложнее вопроса о том, что такое сознание. В сериале создатели парка развлечений утверждают, что их андроиды не обладают свободной волей. «Он ничего не чувствует, кроме того, что в него заложено», – утверждает глава компании.
Но обладаем ли свободой воли мы, реальные люди? Если ответ на этот вопрос кажется вам очевидным, рекомендую для начала ознакомиться с понятием детерминизма. Согласно этой концепции, все события в мире, включая мысли и поступки людей, предопределены базовыми законами природы. А цепочку причинно-следственных связей, при наличии достаточного количества данных, можно было бы проследить от текущего момента до самого Большого Взрыва.
Во что превращается человек при полном отсутствии ограничений?
Несмотря на невероятную реалистичность происходящего в парке, андроиды никак не могут навредить гостям. Как следствие, весь «Мира дикого запада» превращается в одну большую песочницу, где приезжим позволено безнаказанно грабить, насиловать и убивать.
После просмотра сериала у многих зрителей возник вопрос: неужели человек при отсутствии ограничений начнет вести себя подобным образом? Я бы назвал этот вопрос риторическим. Хотите узнать ответ? Просто загляните в любую онлайн-песочницу. К примеру, в ту же игру GTA Online. Вы увидите, как пользователи смеха ради устраивают на улицах игрового города сущий ад. Само собой, о здоровье виртуальной «массовки» при этом никто не заботится. Так что если бы «Мир дикого запада» существовал в реальности, его гости, наверняка, не отказывали бы себе ни в чем. В конце концов, за все уплачено.
Напомним, ранее мы писали о свидетельствах того, что мы все живем в компьютерной симуляции