Как и благодаря чему компания Amazon покоряет мир / Все новости / Главная

Amazon - одна из самых впечатляющих компаний в мире. И, пожалуй, одна из наиболее недопонятых. Сегодня Amazon является крупнейшим онлайн-ритейлером на территории США. Но когда речь заходит о том, благодаря чему компании удалось добиться таких результатов, как правило, называются вещи довольно очевидные и поверхностные.

Аналитики, как правило, говорят о наиболее популярных и известных проектах Amazon. Упоминается Amazon Prime - программа доставки товаров за час. Упоминается Amazon Marketplace - программа, благодаря которой сторонние продавцы могут продавать товары наряду с товарами компании. Сейчас популярностью пользуется эксперимент с Amazon Go - физическим автоматизированным магазином без продавцов и кассиров. Конечно же, никто не забывает упомянуть о программе доставки товаров дронами и о «железных» амбициях компании, вроде экспериментов и искусственным интеллектом.

Всем нравятся дроны. Но они - не главное

Все это отчасти справедливо, вот только каждый из этих проектов в отдельности не является уникальным. Тот же Wal-Mart, другой крупный американский ритейлер, имеет достаточно ресурсов для того, чтобы создать собственную программу скоростной доставки товаров, аналогичную Amazon Prime, и программу совместной торговли наподобие Amazon Marketplace.

Вот только в ближайшее десятилетие мы, наверняка, станем свидетелями того, как Amazon укрепит позиции, а его конкуренты - отстанут еще сильнее. Причина этого кроется не только и не столько в удобных и разнообразных программах

 

Причина успеха

Причина успеха Amazon кроется, прежде всего, в совершенно уникальной внутренней структуре компании. Каждый кусок Amazon выстраивается таким образом, чтобы служить одновременно и нуждам компании, и представлять собой отдельную открытую платформу. Такая структура приводит к тому, что каждый внутренний сегмент компании конкурирует с аналогичными сервисами на общемировом рынке. И это позволяет сегментам компании развиваться.

В свое время многие крупные автомобилестроители столкнулись с парадоксом. Представьте себе, что вы делаете автомобили, и вам нужны для них лобовые стекла. Недолго думая, вы покупаете небольшую компанию, специализирующуюся на выпуске лобовых стекол. Теперь вам не нужно закупать эти компоненты по рыночной цене, а значит, их стоимость снизится. Увы, это не так. В условиях отсутствия внешней конкуренции подразделения, ориентированные исключительно на внутреннюю работу, раздуваются и теряют эффективность. Через некоторое время вы понимаете, что ваши собственные лобовые стекла обходятся вам дороже, чем если бы вы закупали их у стороннего производителя. Попытки сгладить этот эффект с помощью постоянного аудита и мониторинга цен приводят к тому, что количество лишней бюрократии в компании растет.

Amazon таких слабостей лишен. Как уже говорилось, каждый сегмент компании представляет собой независимую платформу. Лучший тому пример - AWS, Amazon Web Services. В начале нулевых Amazon столкнулся с необходимостью развития внутренней цифровой инфраструктуры. Компании были нужны виртуальные серверы, новые вычислительные мощности, огромные хранилища данных. Amazon построил все это для внутреннего пользования. А потом, в 2006 году, представил всему миру Amazon Web Services - инфраструктуру облачных веб-сервисов, которыми могут пользоваться сторонние клиенты, даже не связанные с интернет-торговлей.

Еще один потрясающий пример сегментированной структуры Amazon - программа Fulfillment By Amazon (FBA).

Это платный сервис для продавцов, который позволяет им использовать складские мощности Amazon. Товар независимых продавцов хранится на общих складах с товаром Amazon. Это, с одной стороны, избавляет продавцов от неободимости искать складские помещения. С другой - ускоряет доставку. По сути, Amazon взял складские мощности, предназначенные для внутренних нужд, и опять превратил их в конкурентоспособный и прибыльный сервис.

 

В чем смысл такой структуры

Во-первых, подобное строение приносит компании дополнительные деньги. Огромные дополнительные деньги. К примеру, программой Fulfillment By Amazon в 2015 году пользовались три четверти независимых продавцов, торгующих на Amazon.

Во-вторых, в условиях конкуренции с внешним рынком каждый из сегментов работает максимально эффективно. Также это позволяет компании следить за эффективностью своих составных частей, не разводя внутреннюю бюрократию. Прибыль - лучший способ аудита. Если прибыль от какого-то сегмента снижается, значит, он начал проигрывать конкуренцию какому-то из внешних сервисов. Значит, его необходимо улучшить.

Когда мы говорим о торговых или IT-гигантах, нам представляется некий закрытый изолированный монолит. Вот только монолиты порой «костенеют», перестают развиваться и в конце концов разваливаются. Похоже, что Amazon такая участь не грозит. Несмотря на колоссальный масштаб, компания остается гибкой. Если бы сегодня Amazon начал активно распространяться за пределы США, за пару лет он смог бы покорить весь мир. И никакой другой e-commerce гигант не смог бы ничего ему противопоставить. Ведь можно скопировать отдельные проекты Amazon, но нельзя просто взять и подделать структуру компании, которая с первых дней существования создавалась сегментированной.

Тэги:   E-commerce, Бизнес, Amazon

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: