Знаете ли вы, что ваше рабочее место практически не изменилось с семидесятых годов 20 века? Конечно, на столе у вас может красоваться современный монитор или мощный ноутбук. Но интерфейс, с которым вы работаете, практически не изменился за десятилетия. Более того, корнями он уходит в 19 век, во времена первых пишущих машинок.
Технологии, тем не менее, не стоят на месте. За последние несколько лет виртуальные ассистенты, искусственный интеллект и дополненная реальность плавно переместились из разряда «скоро» в разряд «уже сейчас». Эти технологии могут изменить мир вокруг сильнее, чем мы можем себе представить. И в первую очередь они предлагают изменить интерфейс - способ взаимодействия человека с компьютером. Проблема лишь в том, что люди не горят желанием привыкать к новым интерфейсам, а старые способы взаимодействия попросту перестают быть продуктивными.
Клавиатурный анахронизм
Один из ярчайших примеров старого неэффективного интерфейса, который продолжает использоваться - раскладка вашей клавиатуры. Раскладка QWERTY была изобретена еще в 1860-х. Она была спроектирована таким образом, чтобы позволить печатающему развивать максимальную скорость, но при этом избежать застревания рычагов пишущей машинки. А во второй половине 20 века QWERTY без изменений «переехала» на клавиатуры персональных компьютеров. Технические ограничения пишущих машинок исчезли, но пользователи попросту привыкли к раскладке и не захотели переучиваться.
С кириллической раскладкой ЙЦУКЕН сложилась примерно такая же ситуация. В конце 19 века она была разработана американской компанией Underwood. Раскладка ЙЦУКЕН чуть более эффективна, чем QWERTY. Важнейшие буквы здесь расположены под указательными пальцами. Но все равно эта кириллическая раскладка далека от максимальной эффективности.
Альтернативные раскладки клавиатуры, такие как Dvorak и Colemak для английского языка, либо DIKTOR для кириллицы, используются энтузиастами и неизвестны массовому пользователю. Таким образом, человечество исключительно по привычке использует анахронизм в ущерб эффективности.
Окна и значки
Похожая ситуация складывается и с интерфейсом WIMP («window, icon, menu, pointing device» — окно, значок, меню, манипулятор). Интерфейс был разработан в недрах Xerox PARC, популяризирован компьютерами Apple Macintosh и стал настоящий мейнстримом благодаря Microsoft Windows.
Xerox Alto. Клавиатура и мышь в наличии
Первый компьютер, использующий интерфейс WIMP, назывался Xerox Alto. Он был выпущен в 1973 году. Сегодня, спустя 45 лет, мы все еще используем его в качестве основы всего.
По сути, в современной вычислительной технике используется два основных интерфейса. Первый - это WIMP, ориентированный на работу с мышью или тачпадом. Второй - MPG («multi-touch, physics, gestures» — мультикасание, физика, жесты), использующийся на смартфонах и планшетах.
И по сложившейся традиции интерфейс WIMP воспринимается как непременный атрибут «серьезной» работы с ПК, в то время как MPG используется для более простых задач. Эксперты считают, что интерфейс MPG намного превосходит по эффективности WIMP. Тем не менее, кажется очень маловероятным, что пользователи захотят использовать жесты и сенсорные дисплеи при работе с персональными компьютерами. По той простой причине, что большинство сегодняшних пользователей выросли с мышью в руке.
Таким образом, сегодня мы находимся в ситуации, когда люди имеют возможность выбирать интерфейс под себя. Тем не менее, эксперты уверены, что такая ситуация не продлится долго. Очень скоро новые технологии поставят человечество перед необходимостью выбирать между привычным, но неэффективным, и новым интерфейсами.
Голос и жесты
Две основные технологии на ближайшие годы - виртуальные голосовые ассистенты и дополненная реальность. Благодаря машинному обучению слово становится интерфейсом. Компьютер понимает контекст того, что вы говорите и это избавляет вас от необходимости вводить точные команды или кликать на значки.
В теории, со временем любым приложением можно будет управлять при помощи голосовых команд. Тем не менее, Майк Элгэн, эксперт Computerworld, уверен: люди по привычке все равно будут использовать клавиатуры, упуская выгоду нового интерфейса.
То же и с жестами В течение ближайших двух лет мы станем свидетелями появления огромного количества приложений для виртуальной и дополненной реальности. Когда умные очки станут массовым и доступным продуктом, пользователям придется учиться взаимодействовать с виртуальными объектами, висящими в воздухе у них перед глазами. Самый простой и очевидный способ сделать это - при помощи жестов рук. Тем не менее, можете быть уверены: найдется огромное количество пользователей, которые будут пытаться взаимодействовать с виртуальными объектами по-старинке, при помощи мыши кнопок.
Очевидно, что ни о какой эффективности при таком способе взаимодействия не будет и речи.
Ломая привычки
В 2007 году, после выхода первого iPhone, Стив Балмер, бывший директор Microsoft, пророчил смартфону поражение. Он утверждал, что новинку никто не оценит, так как у нее нет клавиатуры. Спустя 10 лет мы видим, что сенсорные аппараты практически полностью вытеснили с рынка кнопочные телефоны. Apple попросту не дала пользователям возможности выбора, что и привело к повсеместной популяризации сенсорного интерфейса MPG.
То же самое может произойти и в будущем. Майк Элгэн считает, что если дать человеку голосовой ассистент с возможностью подключения клавиатуры, человек отключит голосовые функции и будет пользоваться клавиатурой. Если дать человеку дополненную реальность с возможностью управления мышью, человек отключит жестовый интерфейс и будет управлять мышкой.
Элгэн убежден: если разработчики хотят, чтобы интерфейсы будущего стали по-настоящему популярными, пользователям нельзя давать в руки ни клавиатуру, ни мышь. Поначалу это может вызвать некоторое недовольство, но уже через пару месяцев пользователи будут как ни в чем не бывало говорить с компьютерами и перетаскивать в воздухе виртуальные объекты. В противном случае интерфейс с корнями из 19 века будет преследовать человечество до самого далекого будущего.