«Дороги? Там, куда мы едем, они не нужны!». С этими словами Эммет «Док» Браун поднимает в воздух DeLorean и переносится из 1985 в 2015. В 2015 году, по версии создателей трилогии «Назад в будущее», мир уже должен был повсеместно использовать летающие автомобили и левитирующие скейтборды.
Увы, как мы успели убедиться на собственном опыте, создатели фильма были слишком оптимистичны. Даже сегодня, в 2017 году, летающие автомобили не бороздят небеса. Тем не менее, до их появления осталось не так уж много времени. Правда, они будут выглядеть и работать немного не так, как представляли себе фантасты.
Компании вроде Airbus, Uber, Google и Toyota уже сегодня вкладывают деньги в разработку летающих машин. Некоторые даже планируют запустить их в воздух в течение следующих пяти лет. Так, компании Airbus и Italdesign намерены поднять целый флот воздушных такси в 2021. А первые рейсы намечены уже на конец этого года.
Airbus и Italdesign намерены создать целый флот воздушных такси Pop.Up
На автомобильных выставках регулярно появляются первые рабочие прототипы. Администрация наиболее высокотехнологичных городов уже начинает составлять долговременные планы по регуляции воздушного трафика. В общем, будущее совсем рядом.
«Сегодня вокруг летающих автомобилей разворачивается довольно большая шумиха, поскольку впервые в истории человечества у нас есть передовая технология, позволяющая создать такую машину», - говорит Джо Правин Виджаякумар, аналитик компании Frost & Sullivan и автор отчета «Будущее летающих автомобилей 2017–2035».
Зачем нужны летающие автомобили
В первую очередь, выбросьте из головы все, что видели в фантастических фильмах. Конечно, летающий автомобиль - это безумно круто. Но один этот аргумент недостаточно весом для серьезных компаний. Летающие автомобили разрабатываются сегодня, в первую очередь, потому, что в них возникла реальная и острая необходимость. Летающий транспорт попросту позволит разгрузить дороги в крупных городах.
«Мы уже пытались расширять дороги, строили эстакады, создавали подземные железные дороги, популяризировали такие понятия как совместное пользование автомобилем [каршеринг]. Но проблема пробок на дорогах этим не решается», - говорит Виджаякумар.
Выходом из ситуации может стать перемещение по воздуху. И речь идет не о перелетах между аэропортами. По сути, сегодня разработчики пытаются переосмыслить технологию, которая существует уже довольно давно. Речь идет о вертолетах.
PAL-V Liberty, трехколесная машина со складным пропеллером
Современный классический вертолет совершенно не предназначен для использования в городских условиях. Конечно, вертолеты могут садиться на крыши зданий, но на роль массового транспорта они не годятся - они создают очень много шума, тратят слишком много топлива, да еще и сильно коптят небо выхлопными газами.
Для города нужна небольшая машина, лишенная всех этих недостатков. Именно тут на сцену и выходят аэромобили вроде PAL-V Liberty. И не удивительно, что более десяти крупнейших компаний мира планируют выпустить свои версии летающих машин к 2022 году.
Какие аэромобили существуют на данный момент
Как уже говорилось, технология для создания аэромобиля уже существует, и рабочие прототипы регулярно мелькают на разных автовыставках. Причем создают их не только промышленные гиганты, но и маленькие стартапы.
Одна из таких небольших компаний - AeroMobil. Компания создает гибридную летающую машину, способную за три минуты трансформироваться из электромобиля в самолет. Машина разгоняется до 160 километров в час на земле и до 360 километров в час в воздухе. Радиус действия на одной зарядке составляет 400 миль (около 645 километров). К 2020 году разработчики планируют увеличить радиус действия аэромобиля до 500 миль (около 805 километров). Ориентировочная цена машины - $1 млн.
AeroMobil, скорее, игрушка для богачей, чем общественный транспорт
Конечно, на роль общественного транспорта эта машина подходит мало. Во-первых, из-за непомерной цены. Во-вторых, из-за того, что ей, как самолету, нужна взлетно-посадочная полоса. Да и в целом аппарат больше напоминает небольшой самолет, чем автомобиль. А еще для управления AeroMobil нужна лицензия пилота, так что сценарии применения этой машины сильно ограничены.
Гораздо более приспособлен для города вышеупомянутый трехколесный PAL-V Liberty. Это небольшой и легкий электрический аппарат, который хорошо подходит для маневрирования над улицами. К слову, эта модель уже есть в продаже. Ее стоимость - $599 тыс.
Также весьма интересны разработки компании Terrafugia. Конечно, ранняя модель, Terrafugia Transition, тоже напоминает маленький самолет со складными крыльями. Аппарат может перемещаться по дорогам, но для взлета ему нужна свободная полоса.
Terrafugia Transition для взлета необходима свободная полоса
Зато следующая модель Terrafugia TF-X нив какой полосе уже не нуждается. Автомобиль оснащен двумя выдвижными двигателями на крыльях. Двигатели могут переходить из горизонтального положения в вертикальное. Это позволяет осуществлять вертикальный взлет и садиться на любое свободное место. В задней части корпуса находится еще один мощный пропеллер, толкающий аэромобиль вперед.
Презентация проекта Terrafugia TF-X
Дата релиза Terrafugia TF-X пока не объявлена, но ориентировочная цена аэромобиля составит $300 тыс.
Также внимания заслуживает проект SkyDrive от японского стартапа Cartivator. Проект финансируется компанией Toyota. По сути, аппарат представляет собой одноместный трехколесный квадрокоптер. Пока разработчики предпринимали только беспилотные запуски. В следующем году они намерены осуществить первый пилотируемый полет.
Cartivator SkyDrive
Организаторы Летних Олимпийских игр 2020 в Токио планируют задействовать SkyDrive во время церемонии зажжения олимпийского огня. Такая великолепная презентация, несомненно, привлечет к летающим автомобилям внимание всего мира и ускорит их разработку.
Первый флот
На самом деле, первый флот из летающих автомобилей может появиться раньше, чем до конца этого десятилетия. Транспортное управление Дубая (ОАЭ) уже сейчас тестирует рабочие прототипы дроноподобных автомобилей Ehang 184 и Volocopter. В этом богатом городе сервис летающих такси может быть запущен уже в конце этого года.
«Если программа транспортного управления Дубая по созданию парка летающих такси увенчается успехом, это станет знаком для всего мира. правительства других стран начнут всерьез рассматривать летающий транспорт как способ разгрузить городской трафик», - говорит Виджаякумар.
Uber планирует запустить в Дубае сервис летающих такси в 2022 году. Компании Airbus и Italdesign намерены представить аналогичный сервис уже в конце этого года. В его основу ляжет модульный аэрокар Pop.Up. Он представляет собой единую кабину, которая может стыковаться и с наземной, и с летающей платформой.
Модульный транспорт Pop.Up от Airbus и Italdesign
Практические ограничения
Увы, не обошлось и без ложки дегтя. Летающие машины уже существуют в виде прототипов, но прежде чем они станут мейнстримом, предстоит решить несколько серьезных задач. Во-первых, Необходимо продумать, как будут выглядеть места для взлета и посадки таких машин. Не стоит рассчитывать, что аэромобили смогут мгновенно взмывать в воздух прямо во время движения по дороге.
PAL-V Liberty в небе над Сан-Франциско
Во-вторых, разработчикам и городским властям придется продумать систему регуляции воздушного трафика. И речь идет не только о новых правилах движения, но и о интеллектуальной системе предупреждения столкновений. Суть в том, что все летающие машины в городах будут автономными. Никто не даст пользователю управлять столь опасным аппаратом лично. Скорее всего, пилотировать аэромобили позволят лишь тем, кто пройдет специальное обучение. Да и то, пилотируемые полеты будут разрешены лишь в строго отведенных местах.
Наконец, не стоит рассчитывать, что вы сможете приобрести летающий автомобиль в личное пользование. Поскольку большинство пользователей не смогут управлять аэромобилями, этот вид транспорта будет предоставляться по вызову, как такси. Или будет следовать определенными маршрутами, подобно некому воздушному трамваю.