Tesla Motors на месяцы отстает от запланированного расписания производства электромобиля Model 3. До 30 сентября планировалось выпустить на рынок около 1,5 тыс. машин, но по факту за последние месяцы компании удалось изготовить только 220 экземпляров. Сейчас цель в 1500 машин была передвинута на начало 2018 года. Несмотря на это, Илон Маск, кажется, все еще полон энтузиазма. К концу первого квартала 2018 он намерен выпускать по 5 тыс. электромобилей Model 3 в неделю.
Увы, финансовые показатели не столь оптимистичны. Недавно Tesla Motors опубликовала худший за всю историю компании квартальный отчет. В третьем квартале этого года компания понесла чистые убытки в размере $619 млн. Для сравнения, в третьем квартале прошлого года этот же период был прибыльным - тогда прибыль составила $21.9 млн.
Конечно, электромобиль Model 3 был предсказана более 500 тыс. раз по всему миру. Если Tesla Motors удастся произвести и продать такое количество машин, компания озолотится. Вот только с чем вызваны текущие задержки?
В чем проблема?
Илон Маск, глава Tesla Motors, утверждает, что в задержках виноваты трудности с автоматизацией. По его словам, производство электромобиля Model 3 будет автоматизировано куда сильнее, чем процесс создания Model S, Model X или вообще любого другого автомобиля на современном рынке. Обеспечить подобный беспрецедентный уровень автоматизации очень сложно на начальных этапах. Но, по словам Маска, стоит лишь наладить механизм, как производство потечет с запланированной скоростью.
Пока что основные трудности возникли на гигантском заводе Gigafactory 1, где из отдельных ячеек формируются большие аккумуляторные модули для электромобилей. По словам маска, эти модули имеют довольно сложную конструкцию. Из-за этого автоматизировать процесс их сборки оказалось сложнее, чем планировалось изначально.
В то время как Илон Маск пытается объяснить причины трудностей, инвесторы считают, что чего-то подобного следовало ожидать изначально. «Трудно сделать автомобиль, который был бы столь продвинутым, столь дешевым, и выпустить его в таких масштабах», - утверждает Джин Мюнстер, основатель венчурной компании Loup Ventures. Напомним, стоимость Model 3 составляет $35 тыс. Цифра довольно приличная, но в сравнении со стоимостью других высокотехнологичных электромобилей, это - пустяк.
Между тем, Мюнстер рекомендует всем воздержаться от поспешных выводов. По его словам, трудности на производстве Tesla Motors не означают поражения. Они лишь означают, что никто прежде не затевал столь масштабных и впечатляющих проектов, как Илон Маск.
Решение проблемы
Илон Маск считает, что временным решением проблемы может стать перераспределение производственных мощностей Tesla Motors. В следующем квартале компания будет выпускать на 10% меньше электромобилей Model S и Model X. Освободившиеся ресурсы будут направлены на удовлетворение спроса рынка Model 3. По словам Маска, трудности могут повлиять на прибыль лишь в краткосрочной перспективе, но конечная цель все равно будет достигнута. Пока мы видим подтверждение его слов - после публикации квартального отчета стоимость акций Tesla Motors упала на 7,6%.
Впрочем, не стоит также забывать и о трансформации, которую переживает рынок автомобилей в целом. Напомним, в последнее время традиционные производители обращают все больше внимания на рынок электромобилей. К примеру, недавно мы писали о том, что у Tesla появился серьезный конкурент в лице Volvo. Через каких-нибудь десять лет традиционный рынок автомобилей окончательно трансформируется в рынок электромобилей и, конечно же, Tesla Motors не будет править им в одиночку.
Аналитики ожидают, что спустя десять лет на месте восьми нынешних лидеров автомобилестроения образуются четыре-пять лидеров в области электромобилей. И из них два-три, наверняка, вырастут из сегодняшних технологических компаний.
По мнению Мюнстера, реально трудная борьба ожидает Илона Маска на рынке беспилотных технологий. Впрочем, пока Tesla является в этой отрасли безоговорочным лидером. Посмотрим, сохранит ли компания эту позицию в последующие годы.