С каждым годом все больше компаний используют облачные технологии: по статистике за 2016 год, более 60% бизнеса применяют такие сервисы в своей работе. Не отстает от трендов и сеть кинотеатров Multiplex, отказавшись от физических серверов и перенеся свою инфраструктуру в облако.
Технический директор Валерий Ясиновский рассказал, как проходила миграция в облако, какие подводные камни могут встретиться во время перехода и как выбрать облачного провайдера, чтобы не проколоться.
Валерий, почему Multiplex решил перейти в облако? Чем было вызвано такое решение?
В сети Multiplex большое количество инфраструктурных объектов, которые распределены по Украине – 24 кинотеатра в 16 городах страны. В каждом кинотеатре работали системные администраторы, которые поддерживали работоспособность системы.
Несколько лет назад мы переходили на новое программное обеспечение – для этого требовалась закупка серверов. Это достаточно большая инвестиция, которая, к тому же, требует совсем другого уровня системного администрирования. Если бы мы выбрали физические серверы, то были бы вынуждены искать в регионах и нанимать квалифицированных специалистов. Соответственно, нарастала финансовая нагрузка.
Облако же позволило в каждом кинотеатре администрировать не инфраструктуру, а только те сервисы, которые нам предоставляет телекоммуникационный провайдер. Мы сократили штат системных администраторов и используем только то количество ресурсов, которое нам необходимо.
Как перешли от идеи к реализации?
Мы четко распланировали миграцию. Сначала продумали и сконструировали архитектуру. Договорились с провайдером — наш выбор пал на Colobridge. Эксперты этой компании валидировали нашу архитектуру и подготовили виртуальные машины.
Изначально мы планировали в первую очередь переносить сервера кинотеатров, и только после этого центральные сервера системы продаж и сервера учетной системы. Но в процессе подготовки пересмотрели порядок перехода и сделали все наоборот: сначала центральные сервера и сервера учётной системы, затем кинотеатральные.
После переноса центральных серверов мы организовали пилотные зоны: перевели в облако несколько первых кинотеатров. Назначали день, после последнего сеанса отключали физические сервера и переносили все данные в облако. Посмотрели, как все работает, какие есть проблемы. Анализируя время простоя эксплуатации, учли эти проблемы при миграции всех остальных кинотеатров.
А с какими именно проблемами столкнулись?
Проблемы в основном были связаны с нагрузкой. Мы изначально неправильно рассчитали конфигурацию виртуальных серверов, сделали ее недостаточной. Потом учли эти моменты и исправили.
Что касается других трудностей, в двух кинотеатрах серверы не развернулись из эталонного образа. На следующий день мы повторили операцию, и в этот раз все получилось.
Сколько времени занял переход? Большая ли команда в этом участвовала?
Переход занял порядка месяца. Миграцией занимались 2 человека.
Какие преимущества получили в результате перехода? Стоило ли оно того?
Во-первых, мы сократили штат системных администраторов.
Во-вторых, ресурсы на физических серверах приходилось закупать с избытком, и это влекло за собой финансовые траты. А работая с облаком, мы используем только то количество ресурсов, которое нам необходимо.
А какие недостатки?
Как таковых недостатков нет, разве что это не наша инфраструктура. Но мы всем довольны: получаем понятный сервис с понятными штрафными санкциями в случае, если услуги предоставляются не на уровне.
Что посоветуете компаниям, которые только задумываются о переходе?
Рекомендую максимально пользоваться экспертизой облачных провайдеров. Предоставьте им подробную информацию по инфраструктуре и архитектуре, чтобы разработать правильный план миграции и перейти в облако безболезненно для бизнеса.
А как грамотно выбрать провайдера?
В первую очередь — тестировать. Договоритесь с провайдером о тестовом периоде. В это время генерируйте нагрузку на облачные сервера, выносите туда свои рабочие сервисы. Анализируйте, как работает инфраструктура, насколько вам подходит сервис данного провайдера.
Второе — смотрите, как провайдер реагирует на проблемы. Во время тестового периода даже можно создавать такие проблемы самостоятельно. Почему бы и нет?
Какие у вас планы на будущее? Планируете разворачиваться в облаке и дальше?
Да, все новые кинотеатры разворачиваем в облаке.
Постепенно мы развиваем онлайн-взаимодействие с клиентами (в том числе онлайн-продажи билетов), разрабатываем собственную CRM-систему. Это требует наличия надежной, высоконагруженной инфраструктуры и быстрой мобильности. В этом случае покупать серверы, когда мы не понимаем, как у нас будет расти нагрузка, — это не очень рациональный подход. Поэтому в данный момент облако — лучшее для нас решение.