Умные нанороботы в вашей крови: Рэй Курцвейл о бессмертии и слиянии человека и машины / Все новости / Главная

Искусственный интеллект изменит всё. Буквально всё. Кто-то видит в этой технологии прямую угрозу. Дескать, ИИ разрушит рынки труда и приведет к массовым социальным коллапсам. Китайцы опасаются, что искусственный интеллект спровоцирует большую войну. Но есть и те, кто видит в ИИ настоящего спасителя человечества. Один из таких энтузиастов - американский футуролог и технический директор Google Рэй Курцвейл.

Футуролог Рэй Курцвейл

В прошлом году ученый и писатель Мартин Форд опубликовал свою новую книгу «Architects of Intelligence: The truth about AI from the people building it» («Архитектура интеллекта: Правда об искусственном интеллекте от людей, которые его создают»). В ней он берет большие интервью у 23 человек которые являются лучшими специалистами по технологии ИИ.

Эта новая книга еще не переведена ни на украинский, ни на русский языки, но нам в руки попал фрагмент интервью Мартина Форда с Рэем Курцвейлом. В нем Курцвейл рассказывает о своем видении будущего, которое ждет нас всех, и о перспективах слияния человека и машины. Впервые приводим этот фрагмент в нашем переводе.

 

Мартин Форд: Вы хорошо известны своими мыслями о том, как можно использовать технологии, чтобы продлить человеческую жизнь. Вы можете побольше рассказать мне об этом?

Рэй Курцвейл: Один из моих тезисов заключается в том, что мы сольемся с интеллектуальной технологией, которую создаем. Сценарий, который я предполагаю - мы отправим медицинских нанороботов в нашу кровеносную систему. Одно из применений этих медицинских нанороботов будет заключаться в том, чтобы расширить возможности нашей иммунной системы. Это - то, что я называю третьим мостом к радикальному продлению жизни. Первый мост - это то, что мы можем сделать сейчас. Второй мост - это совершенствование биотехнологий и перепрограммирование программного обеспечения жизни. Третий мост образован этими медицинскими нанороботами, позволяющими усовершенствовать иммунную систему. Эти роботы также войдут в мозг и обеспечат человеку подключение к виртуальной и дополненной реальности изнутри нервной системы, а не с помощью устройств, прикрепленных к нашим телам извне. Самое важное применение медицинских нанороботов заключается в том, что мы соединим верхние слои коры нашего головного мозга с синтетической корой головного мозга в облаке.

Мартин Форд: Над чем-то подобным вы работаете в Google?

Рэй Курцвейл: Проекты, над которыми я работаю со своей командой в Google, можно назвать сырым моделированием коры головного мозга. У нас еще нет полного понимания коры головного мозга, но с теми знаниями, что мы имеем сегодня, мы приближаемся к такому пониманию. Сейчас мы в состоянии создавать интересные приложения с обработкой речи, но к началу 2030-х у мы сможем очень хорошо моделировать кору головного мозга.

Так же, как ваш телефон становится в миллион раз умнее, получая доступ к облаку, мы сможем становиться умнее, подключая мозг. Что-то подобное мы уже делаем при помощи смартфонов, хотя они и не находятся внутри наших тел или внутри наших мозгов, но большой разницы нет. Пусть мы используем пальцы, глаза и уши, но это ни что иное как способ расширить мозг. В будущем мы будем в состоянии делать это непосредственно при помощи мозга. Не просто выполнять простые задачи вроде поиска или перевода, но по-настоящему соединять верхние слои коры нашего головного мозга с синтетической корой головного мозга в облаке.

Два миллиона лет назад у нас не было таких больших лбов. Но по мере того, как мы эволюционировали, нам понадобилось больше места, чтобы вместить увеличившийся объем коры головного мозга. Что мы сделали с ней? Мы поместили ее на самую вершину неокортикальной иерархии. Мы и так были довольно сообразительными, будучи приматами, а теперь стали способны думать на еще более абстрактном уровне.

Именно этот фактор предоставил нам возможность изобрести технологию, науку, язык и музыку. У каждой человеческой культуры, которую мы обнаружили, есть своя музыка, но ни у одной культуры приматов музыки нет. Но это увеличение объема коры головного мозга было одноразовой мерой. Мы не можем увеличивать объем черепа еще дальше, потому что рождение ребенка станет невозможным. Даже этот прирост коры, произошедший два миллиона лет назад, сделал роды довольно проблемными.

Новое расширение коры головного мозга в 2030-х не будет одноразовой мерой. Прямо сейчас облачные технологии удваивают свою мощность ежегодно. Они не ограничены физическим объемом. Таким образом, небиологическая часть нашего мышления продолжит расти. Если говорить о цифрах, то к 2045 году мы будем способны усилить наш интеллект в миллиард раз, и это - настолько серьезное преобразование, что невозможно представить, что ждет нас за этим горизонтом событий. Мы позаимствовали эту метафору у физического горизонта событий, так как заглянуть за него невозможно.

Технологии вроде поиска Google или сервиса Talk to Books работают в миллиард раз быстрее живого человека. Они еще не обладают человеческим уровнем интеллекта, но когда мы достигнем этой точки, искусственный интеллект использует это существующее преимущество в скорости и начнет расти экспоненциально. Это и есть определение технологической сингулярности. Это плавный старт, переходящий в экспоненциальный рост, что может выглядеть довольно пугающе. Если вы удваиваете что-либо 30 раз, то вы умножаете это на миллиард.

Писатель Мартин Форд

Мартин Форд: Вы множество раз говорили о том, что сингулярность окажет огромное воздействие на медицину и особенно на продление человеческой жизни. И, возможно, это единственная область, в которой вас критикуют. Я слушал ваше выступление в MIT [Массачусетском технологическом институте, - прим. ред.] в прошлом году. Там вы сказали, что в течение 10 лет большинство людей сможет достигнуть того, что вы называете «скоростью бессрочного продления жизни» [Longevity escape velocity, - прим. ред.]. Также вы сказали, что, возможно, даже вы лично достигнете его. Вы действительно полагаете, что это может произойти так скоро?

Рэй Курцвейл: Мы сейчас находимся на переломном моменте с точки зрения биотехнологий. Люди смотрят на медицину и предполагают, что она будет тащиться вперед в том же случайном темпе, что и в раньше. Медицинские исследования прошлого, по сути, основывались на методе проб и ошибок. Фармацевтические компании должны провести несколько тысяч испытаний, чтобы найти что-то, что оказывает реальное воздействие. Понимание и перепрограммирование программного обеспечения самой жизни, напротив, не предполагает случайностей.

Утверждение, что наши генетические процессы - это программное обеспечение, это не просто метафора. Это - ряды данных, которые развивались в эпоху, когда продление жизни одного человека противоречило интересам всего человеческого вида. Это связано с ограниченностью ресурсов, вроде еды. Мы же перешли от эры дефицита к эре изобилия. Каждый аспект биологии, как информационного процесса, становился вдвое доступнее каждый год. Взять, к примеру, секвенирование генома. Расшифровка первого генома стоила миллиард долларов США, а сегодня ее стоимость - около тысячи. Но наша способность понимать, моделировать и, самое главное, повторно программировать геном тоже усиливается из года в год.

Сегодняшние клинические исследования - это ручеек, который в течение десяти лет превратится в бурный поток. Есть сотни способов глубокого вмешательства в гены, которые пока лишь пробиваются через завесу законодательных барьеров. Мы можем починить сердце, пострадавшее от сердечного приступа, физически омолодить его, используя перепрограммированные стволовые клетки. Мы можем выращивать органы и успешно имплантировать их приматам.

Иммунотерапия попросту перепрограммирует иммунную систему. Самостоятельно иммунная система не борется с раком лишь потому, что она не эволюционировала с целью бороться с болезнями, проявляющимися в более позднем возрасте. Мы, на самом деле, можем перепрограммировать ее, настроить ее на то, чтобы она распознавала рак и рассматривала его как болезнетворный микроорганизм. Это - огромное светлое пятно в лечении рака, и уже существуют результаты испытаний, в ходе которых каждый больной перешел от рака в терминальной четвертой стадии к ремиссии.

Спустя десять лет с этого момента медицина радикально изменится. Если вы будете следить за собой, то, я полагаю, Вы сможете достичь скорости бессрочного продления жизни. Это значит, что за каждый период времени, который проходит, время вашей жизни будет увеличиваться на еще больший срок. Это касается не только продолжительности жизни новорожденных, но и жизни, которая осталась вам. Это, конечно, не гарантирует бессмертия, ведь вас все еще может сбить автобус. Продолжительность жизни довольно сложное статистическое понятие. Но песок времени перестанет для вас убывать. А уже в следующее десятилетие мы сможем полностью обратить и процессы старения.

 

Оригинал книги «Architects of Intelligence: The Truth about AI from the People Building» за авторством Мартина Форда (Martin Ford) на английском языке вы можете найти в англоязычных книжных магазинах.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: