Первые генетически модифицированные люди оказались умнее “обычных” / Все новости / Главная

В прошлом году китайские ученые с гордостью сообщили всему миру, что впервые генетически модифицировали человека. У девочек-близнецов при помощи инструмента генетического редактирования CRISPR-Cas9 был “вырезан” ген CCR5. По словам ученых, именно этот ген делает человека уязвимым к ВИЧ - вирусу иммунодефицита человека. Удалите этот ген - и вирус просто не сможет проникнуть в тело.

Казалось, все очень просто и надежно. Но выяснилось, что манипулирование генами может приводить к побочным эффектам. Ученые Калифорнийского университета утверждают, что удаление гена CCR5 может повлечь за собой изменения в работе мозга. Нейробиолог Дж. Сильва заявляет, что такая манипуляция повлечет за собой “мутации, которые, вероятно, окажут влияние на познавательную функцию”.

На этой неделе в журнале Cell было опубликовано интересное исследование. В нем ученые утверждают, что люди без гена CCR5 быстрее приходят в себя после инсульта или травматического повреждения головного мозга. Люди, у которых этот ген отсутствует вследствие природной мутации, по статистике, дольше остаются в школе.

Между тем, в Калифорнийском университете сейчас проводятся испытания препарата Maraviroc, который химически блокирует работу гена CCR5 у людей, уже заразившихся ВИЧ. И, как показывают клинические исследования, даже такое грубое блокирование гена в качестве побочного эффекта улучшает познавательные способности человека.

То же показывают и эксперименты на крысах. В 2016 году Дж. Сильва был частью команды, которая при помощи CRISPR-Cas9 удалила ген CCR5 у крысы. Крыса при этом стала заметно умнее.

Китайские ученые пока воздерживаются от комментариев. В данный момент уже непонятно, была ли их операция попыткой дать человеку иммунитет к ВИЧ, либо же они просто попытались вывести генетически модифицированного китайского сверхчеловека. Какой бы не была их истинная мотивация, отступать поздно. Девочки-близнецы уже родились. Они растут и выглядят вполне здоровыми. А то, насколько умнее нас с вами они окажутся, выяснится лишь со временем. Как и то, будет ли интеллект их единственной мутацией.