На днях ученые наконец-то официально признали, что изменения климата неизбежны. Доклад, призывающий мировых лидеров готовиться к грядущим переменам, был опубликован 10 сентября 2019 года. Глобальная комиссия по адаптации предупреждает, что изменение климата достигло такого уровня, что несмотря на все наши усилия, колоссальные планетарные изменения - уже не гипотетический сценарий, а простая и жестокая неизбежность.
“Мы - последнее поколение, которое может изменить ход изменения климата, и мы же - первое поколение, которому придется жить с последствиями этих изменений”, - сказал председатель Комиссии и бывший глава ООН Пан Ги Мун на презентации доклада в Пекине.
В период с 2020 по 2030 годы правительства мира планируют вложить около $1,8 трлн. в пять ключевых направлений:
- системы раннего предупреждения;
- климатостойкую инфраструктуру;
- защиту мангровых лесов;
- модернизацию сельского хозяйства;
- улучшение запасов пресной воды.
Один из ключевых вопросов, которые придется решать человечеству, касается того, в каких условиях придется жить людям. Потому инженеры и градостроители уже сейчас начинают разрабатывать проекты, которые помогут справиться с неопределенным будущим. Вот три наиболее интересных концепта, которые призваны решить проблемы перенаселенности, подъема уровня моря и загрязнения воздуха.
Подземный Сингапур
По мере того как население мира продолжает расти, места становится все меньше. Города ищут новое пространство для размещения своих жителей. Для Сингапура, третьей по густонаселенности страны в мире, где проживает почти шесть миллионов человек, имеется лишь один выход - уходить под землю.
Постоянное повышение уровня моря, вызванное таянием полярных шапок планеты, означает, что восстановление прибрежных земель больше не является для Сингапура приемлемым вариантом. Вместо этого страна ищет возможность создать подземный город. В начале этого года Управление урбанизации Сингапура опубликовало свой проект генерального плана, в котором изложено, как будет развиваться мегаполис в следующие 15 лет.
В исследования и разработки технологий подземного градостроительства уже вложено около $13,2 млн. Также в стране были изменены законы, касающиеся землевладения. Теперь домовладелец владеет землей только до своего подвала и не может претендовать на все, что может быть построено под ним.
Поначалу люди не будут жить под землей. Вместо этого город начнет перемещать под землю хранилища, склады, коммунальные, транспортные и промышленные объекты, освобождая пространство на поверхности для жилых и коммерческих целей.
Сингапур уже использует подземные пространства для транспортных и холодильных систем, которые опускаются на глубину до 20 м. На глубине 20-50 м запланирована глубокая тоннельная канализация для транспортировки сточных вод. На глубине более 100 м будут размещаться более опасные объекты, вроде складов боеприпасов или нефтехранилищ.
Под главным аэропортом Сингапура к 2024 году будет построен транспортный узел, включающий три железнодорожных и одно автобусное депо. Это поможет стране удвоить сеть поездов к 2030 году. При этом все новые железные дороги будут подземными. Перемещение транспорта под поверхность поможет людям спастись от удушливой сингапурской жары. Ведь из-за изменений климата в стране наблюдается рост температуры воздуха, влажности и осадков.
Чтобы максимально эффективно использовать подземное пространство, властям Сингапура нужно понять, что там находится под поверхностью в данный момент. Для этого Управление строительства при помощи лазерного сканирования разрабатывает трехмерную геологическую модель недр города. Модель станет основой для единой базы данных обо всех подземных объектах и естественных пустотах. На ее основании будет планироваться подземная инфраструктура.
Уход города под землю невозможен без современных технологий. Важным фактором подземного существования станет постоянный контроль качество воздуха. Профессор Кевин Каррен, эксперт по кибербезопасности Ольстерского университета, считает, что мониторингом среды должна заниматься умная компьютеризированная система, пронизывающая всю инфраструктуру. Например, в подземном городе могут существовать умные мусорные баки, которые, будучи наполненными, посылают сигнал управляющей компании. Освещение на улицах подземного города может активироваться лишь тогда, когда там появляются пешеходы. На абсолютно пустые районы тратить энергию не обязательно.
По оценкам экспертов, к 2030 году под землей может оказаться больше Сингапура, чем на поверхности. Но, как уже говорилось, большая часть подземной инфраструктуры будет сугубо функциональной и нежилой. Поначалу власти не планируют использовать подземное пространство для жилых и коммерческих целей. Но если со временем городу потребуется больше места, под землей начнут строиться и жилые кварталы.
Модульные плавучие города
В 2007 году Марк Коллинз Чен работал министром туризма во Французской Полинезии. Именно тогда начали появляться первые прогнозы ученых о том, что Тихоокеанские острова в ближайшие десятилетия окажутся под водой. “У ученых не было единого мнения касательно того, когда это произойдет. Но от этих сообщений у нас возникало ощущение приближающейся гибели”, - вспоминает Чен.
Сегодня он является генеральным директором компании Oceanix, разрабатывает концепции плавучих городов. Чен работает над этой проблемой уже 12 лет. “Если вы живете на острове Тихого океана, и ваш остров находится на уровне моря, уже сейчас нужно искать решение”, - говорит он.
В начале этого года Oceanix объявила о сотрудничестве с архитектурной компанией Bjarke Ingels Group (BIG) и Центром океанической инженерии Массачусетского технологического института. Совместно ими была разработана концепция плавучего города, рассчитанного на проживание 10 тыс. человек. О проекте под названием Oceanix City мы уже рассказывали в апреле.
Предполагается, что город будет состоять из плавучих треугольных платформ, каждая площадью около двух гектаров. На одной платформе cможет проживать около 300 человек. Каждая платформа, или “микрорайон”, будет вырабатывать собственную возобновляемую электроэнергию от волн и солнца. Население города можно увеличить, просто добавив к нему больше модулей.
Город будет выращивать собственные растительные продукты из водорослей, а также перерабатывать и повторно использовать сточные воды. “Если бы вы захотели кормить всех говядиной и курицей, вам бы понадобилось слишком много площади и пресной воды. Это экономически невозможно”, - говорит чен.
Плавучие платформы будут закреплены на морском дне при помощи материала под названием Biorock. Он уже сейчас используется для создания искусственных рифов по всему миру. Через стальной каркас пропускается низковольтный электрический ток, который электролизует морскую воду вокруг и провоцирует скопление заряженных частиц (“ионов”). Благодаря этому сталь обрастает каменистым веществом, столь же прочным, как бетон.
Хотя проект выглядит фантастически, Чен считает, что город будет создан, причем довольно скоро. Концепция Oceanix City была одобрена ООН, так что Oceanix планирует начать строительство прототипа плавучего города в течение ближайших двух с половиной лет. Правда, с местоположением инженеры пока не определились.
Город-лес
Как правило, чем больше в городе людей, тем меньше там деревьев. Освобождая пространство для домов, офисов и других зданий, человек беспощадно уничтожает все живое. Даже те города, которые столетия назад были лишь окруженными лесом деревнями, сегодня представляют собой сплошной камень.
Архитектор Стефано Боэри верит, что это можно изменить. Боэри разработал проект лесного города, который скоро будет построен на севере от Лючжоу, мегаполиса на юге Китая. По словам Боэри, эта горная местность может стать “городом, где живая природа переплетена с архитектурой”.
Вместо того, чтобы полностью избавиться от деревьев, город включит в себя окружающую зелень. Дома и коммерческие здания будут покрыты деревьями. На балконах и террасах каждого уровня будут располагаться сады, а на крышах - миниатюрные леса.
“Я много лет работаю над идеей городского леса. В тех районах планеты, где нужно строить новые города, мы планируем создавать реальные лесные города рассчитанные на 150 тысяч жителей”, - говорит Боэри.
Лесной город Лючжоу будет связан с центром мегаполиса Лючжоу железнодорожной линией и автомобильной дорогой. Он будет рассчитан на 30 тыс. человек. Также в нем будут расположены торгово-развлекательные центры, две школы и больница.
Развитие лесного города идет полным ходом. По словам Боэри, генеральный план строительства уже утвержден местным правительством. Сейчас власти начинают продажу земли заинтересованным застройщикам. Строительство начнется в 2020 году. Второй город-лес может быть построен в округе Лишуй на юго-востоке Китая. Его генеральный план также утвержден властями.
Если китайские города окажутся успешными, Боэри планирует развернуть деятельность по всему миру. “Мы разрабатываем концепцию лесных городов в регионах с разными климатическими условиями, например, в Мексике и северной Африке”, - говорит он.
Если подобные эко-города воплотятся в жизнь, то, возможно, наше будущее не будет похоже на мрачную киберпанковую антиутопию из произведений Гибсона и Уоттса. Или, по крайней мере, будет таким не везде. А это уже обнадеживает.