Чат-боты с искусственным интеллектом только-только начали вторгаться в нашу повседневную жизнь, а у них уже проявился интересный побочный эффект. По словам ученых, ИИ подвергает тех, кто постоянно с ним работает, риску развития психических и эмоциональных проблем и обостряет чувство одиночества. Это, в свою очередь, может привести к чрезмерному употреблению алкоголя и бессоннице.
К таким необычным выводам пришли исследователи из Американской психологической ассоциации, изучив влияние ИИ на тех, кто работает с ним ежедневно.
Как это работает?
По словам ученых, негативный психологический эффект может быть связан с тем, что ИИ избавляет людей от необходимости контактировать с себе подобными. Например, раньше, пытаясь найти решение в рабочей ситуации, человек мог обратиться за советом к коллеге. Теперь же он может задать вопрос ИИ и получить более быстрый и точный результат. Соответственно, количество рутинных взаимодействий с ИИ увеличивается, а с людьми - снижается. Это усиливает чувство одиночества.
Исследователи опросили 794 рабочих в США, Тайване, Индонезии и Малайзии и попросили их описать их ежедневные взаимодействия с ИИ. Затем участников разделили их на две группы. Первая группа должна была избегать использования ИИ в течение трех дней. Вторая группа, напротив, получила указания использовать ИИ как можно чаще.
В Индонезии и Малайзии в группе, активно использующей ИИ, наблюдалось обострение чувства одиночества и бессонницы. Пользователи ИИ на Тайване, в состав которых входили 166 инженеров из биомедицинской компании, потребляли больше алкоголя после работы, наряду с теми же симптомами одиночества и бессонницы. Такие же эффекты наблюдались и среди американских рабочих.
Интересно, что пользователи ИИ, активнее изъявляли желание помогать живым коллегам и искали повода пообщаться с ними. Вероятно, это связано с постоянным использованием ИИ, что вызывает более сильную потребность в социальной связи с другими людьми.
«Люди - социальные животные, и их изоляция наедине с системами ИИ может иметь разрушительные последствия для личной жизни сотрудников», - говорит Пок Ман Тан, доцент кафедры менеджмента в Университете Джорджии.
По словам ученых, исследование может повлиять на развитие будущих форм ИИ. Например система может быть оснащена человеческим голосом, чтобы казаться менее роботизированной. Компании также должны ограничивать количество времени, которое сотрудники проводят, используя ИИ, и уделять больше внимания человеческому взаимодействию.
«ИИ будет продолжать расширяться, поэтому нам нужно действовать сейчас, чтобы уменьшить потенциально вредные последствия для людей, которые работают с этими системами», - говорит Тан.
Исследование опубликовано в журнале Journal of Applied Psychology.