Пауки помоги создать материал, который месяцами остается сухим под водой / Все новости / Главная

Наблюдение за водяными пауками помогло ученым создать новый материал, который может месяцами оставаться сухим в воде. Это свойство делает его устойчивым к прилипанию бактерий или морских организмов, таких как моллюски. Разработка имеет широкий спектр применений, от медицины до создания подводных аппаратов.

Как это работает?

Материал создан командой инженеров из Школы инженерии и прикладных наук Гарварда. Они разработали металлическую поверхность, обладающую сверхгидрофобными свойствами. То есть, она отталкивает воду и за счет этого остается сухой даже при полном погружении.

Интересно, что в данном случае ученые подсмотрели идею в живой природе. А именно - у водного паука, также известного как паук-серебрянка (лат. Argyroneta aquatica).

“Исследования в области биоинспирированных материалов - это увлекательная область, которая позволяет нам внедрить в искусственные материалы элегантные решения, выработанные природой, и создавать материалы с ранее неизвестными свойствами”, - говорит одна из соавторов исследования Джоанна Айзенберг.

Паук-серебрянка - единственный вид пауков, известный своей способностью жить практически полностью под водой. Миллионы грубых водоотталкивающих волосков создают вокруг его тела запас кислорода и образуют барьер между легкими паука и водой. Тонкий воздушный слой, удерживаемый волосами паука, называется пластроном.

Исследователи знали, что в стабильных условиях создание аналогичного пластрона возможно - в теории. Но на практике создание грубой структуры, подобной волоскам паука-серебрянки, делает поверхность хрупкой и чувствительной к малейшим изменениям температуры и давления. В предыдущих экспериментах такие поверхности оставались сухими всего несколько часов.

По словам ученых, смачиваемость поверхности зависит от ее свойств на молекулярном уровне и сильно зависит от топографии. Поэтому они создали из титанового сплава аэрофильную поверхность - такую, которая притягивает пузырьки воздуха или другого газа. Затем, используя электрохимическое окисление, они сделали эту поверхность шероховатой для образования оксидного слоя и одновременного химического растворения образовавшегося оксида

Чтобы проверить стабильность полученной поверхности, исследователи гнули ее, крутили, обливали горячей и холодной водой, шлифовали песком и сталью - и она всё равно оставалась аэрофильной. Поверхность выдержала более 208 дней непрерывного погружения в воду, а также сотни погружений в емкость с кровью.

Капля воды отталкивается от поверхности материала

Поверхность многократно погружается в емкость с кровью и выходит из нее сухой

Зачем это нужно?

Тесты показывают, что поверхность существенно снижает размножение бактерий кишечной палочки E.coli и предотвращает прикрепление моллюсков. Это открывает перед учеными множество применений.

Поверхность можно использовать в биомедицинских устройствах для уменьшения риска инфекции после операции. Также ее можно наносить на подводное оборудование для предотвращения коррозии подводных трубопроводов и датчиков.

"Стабильность, простота и масштабируемость этой системы делают ее ценной для практических применений в реальном мире”, - говорит соавтор исследования Стефан Колле.

Исследование опубликовано в журнале Nature Materials.