Шведский стартап Sinonus разрабатывает революционный материал - многофункциональное углеродное волокно, которое может стать ключом к созданию принципиально новых аккумуляторов. В отличие от традиционных батарей, такое углеродное волокно будет не только легким и прочным, но и способным накапливать энергию. Это позволит создавать так называемые "структурные батареи", встроенные непосредственно в конструкцию летательных аппаратов, электромобилей и ветряных мельниц.
Всё может быть батареей
Представьте себе электромобиль, которому не нужна громоздкая батарея. Благодаря сниженному весу, ему потребуется меньше энергии для движения, что позволит использовать менее мощный двигатель и еще больше снизить вес. Аэротакси сможет летать дольше, не будучи ограниченным массой литий-ионных аккумуляторов. Огромные лопасти ветряных электростанций также превратятся в накопители энергии. Это позволит ветрякам не только вырабатывать энергию, но и запасать ее периоды низкого спроса, отдавая в часы пик.
Все это уже не фантастика. Технология находится в стадии активной разработки. Ученые из Chalmers University of Technology еще десять лет назад начали исследования в этом направлении. Им удалось найти тип углеродного волокна, обладающего одновременно высокой электропроводностью и прочностью.
В 2022 году на базе университета был создан стартап Sinonus. Компания фокусируется на создании "многоцелевых" материалов, выполняющих несколько функций одновременно.
Например, в электромобиле углеродное волокно Sinonus сможет заменить собой традиционные стальные и алюминиевые детали, при этом выполняя функцию аккумулятора. Это позволит значительно снизить вес транспортного средства.
В мае 2024 года Sinonus назначил нового генерального директора, Маркуса Зеттерströма, перед которым стоит задача коммерциализации технологии.
В лабораторных условиях уже доказана работоспособность концепции. Углеродное волокно успешно заменило батарейки AAA в устройствах с низким энергопотреблением. Следующим шагом станет масштабирование технологии для применения в более мощных устройствах, начиная с оборудования Интернета вещей и компьютеров, вплоть до электромобилей и летательных аппаратов.
Эффективность хранения энергии в углеродном волокне пока ниже, чем у традиционных литий-ионных батарей. Однако, по мнению разработчиков, это компенсируется рядом преимуществ. Во-первых, снижается риск катастрофических сбоев из-за отсутствия опасных химических веществ и высокой концентрации энергии. Во-вторых, технология может увеличить запас хода электромобилей на 70%.
Остаются вопросы по стоимости производства данного материала. Пока неясно, будет ли он дешевле, чем традиционные батареи.
Перед Sinonus стоит ряд сложных, но перспективных задач. Разработка структурных батарей обещает революцию в области хранения энергии, и за ее ходом будет интересно наблюдать.