Японское правительство разрабатывает проект по соединению крупных городов автоматизированными логистическими сетями с нулевым уровнем выбросов. Эта система позволит эффективно перемещать миллионы тонн грузов, убрав с дорог десятки тысяч грузовиков.
Проект находится на стадии обсуждения с февраля 2024 года экспертной группой при Министерстве земли, инфраструктуры, транспорта и туризма. Предварительный отчет, опубликованный в конце июня, раскрывает планы по созданию первой такой сети между Токио и Осакой к 2034 году.
Одной из причин разработки проекта является прогнозируемый дефицит рабочей силы из-за сокращения населения Японии. Рост онлайн-торговли при одновременном сокращении числа курьеров приведет к тому, что к 2030 году около 30% посылок просто не смогут быть доставлены.
Новая логистическая сеть сможет транспортировать столько же грузов на начальном этапе, сколько перевозят 25 000 грузовиков на маршруте Токио-Осака.
Технические детали пока не определены, но известно, что отдельные паллеты будут перевозить до тонны груза без участия человека.
Вариантами реализации проекта являются:
- Система конвейерных лент протяженностью 500 км вдоль автомагистралей или в туннелях под дорогой.
- Специальные полосы или туннели для движения автоматических электрокарт с паллетами.
Строительство 500-километрового туннеля обойдется примерно в 23 миллиарда долларов, не считая затрат на конвейеры или электрокарты.
В то же время, вызывает вопросы целесообразность проекта по сравнению с развитием автономных грузовиков. К 2034 году, судя по темпам развития технологий беспилотного транспорта, на дорогах может появиться большое количество таких грузовиков.
Несмотря на это, Министерство обращается к частным компаниям за финансированием проекта, подчеркивая его важность. Министр земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Тетсуо Сайто заявил, что проект "не только решит логистический кризис, но и поможет сократить выбросы парниковых газов".