Новое исследование предупреждает: вероятность того, что космический мусор попадёт в самолёт, увеличивается. Хотя такие случаи пока не зафиксированы, потенциальные последствия могут быть катастрофическими.
Учёные из Университета Британской Колумбии сопоставили маршруты глобального воздушного движения с прогнозируемыми траекториями падения неконтролируемых фрагментов космических объектов. Согласно их анализу, вблизи крупных авиационных узлов существует 0,8% годовая вероятность того, что возвращающийся в атмосферу обломок может представлять угрозу. Однако в районах с высокой загруженностью воздушного движения, таких как северо-восток США или Северная Европа, этот показатель возрастает до 26% в год.
Основной причиной увеличения риска является стремительный рост числа объектов, запускаемых на орбиту. Это не только традиционные спутники, но и масштабные группировки вроде Starlink, а также отработанные ступени ракет. Чем больше объектов оказывается в космосе, тем выше вероятность их неконтролируемого возвращения в атмосферу и столкновения с самолётами.
Эксперты давно предупреждают о рисках, связанных со спутниковыми группировками. Помимо создания световых следов, мешающих астрономическим наблюдениям, такие спутники могут нарушать радиосигналы и даже способствовать разрушению озонового слоя при сгорании в атмосфере.
Хотя некоторые случаи повторного входа в атмосферу можно предсказать, точность этих прогнозов оставляет желать лучшего. Даже крошечный фрагмент массой 1 грамм, попавший в лобовое стекло или двигатель самолёта, способен нанести серьёзные повреждения. Из-за неопределённости в расчётах диспетчеры иногда вынуждены закрывать крупные воздушные зоны, что приводит к массовым сбоям в авиасообщении.
Исследователи подчёркивают необходимость принятия более жёстких мер по контролируемому сходу спутников и ракет с орбиты, чтобы они сгорали над удалёнными районами океана. На данный момент в космосе остаётся более 2300 крупных отработанных ракетных ступеней, большинство из которых в будущем войдёт в атмосферу неконтролируемо. Без эффективных программ по сведению мусора с орбиты перебои в воздушном движении могут стать регулярными.
Полный текст исследования опубликован в журнале Scientific Reports.