Несмотря на споры вокруг генеративного ИИ, некоторые разработчики игр используют эту технологию для генерации идей на этапе создания проектов. Новый открытый модельный алгоритм от Microsoft призван сделать этот процесс более доступным для интерактивного контента, обеспечивая последовательность визуального ряда и интеграцию пользовательского ввода.
Исследователи Microsoft представили Muse — генеративную ИИ-модель, способную создавать интерактивные игровые сценарии на основе изображений, видеозаписей и действий игроков. Этот инструмент нацелен на упрощение разработки игр, при этом соблюдая этические принципы обучения. Доступ к образцам данных и интерактивному интерфейсу Muse, которую Microsoft называет «Моделью мира и действий человека», открыт на платформе Azure AI Foundry. Подробности технологии разработчики раскрыли в исследовательском блоге компании и научной статье в журнале Nature.
После обучения на миллионе обновлений Muse способна прогнозировать до 30 секунд игрового процесса, используя всего одну секунду реального видео и девять секунд действий игрока. В отличие от предыдущих моделей, где детали игры исчезали или искажались за границами видимого кадра, Muse сохраняет информацию о ландшафте, персонажах и игровых механиках.
В интервью с главой Xbox Филом Спенсером представитель студии Ninja Theory Дом Мэттьюс отметил, что компания не планирует использовать Muse для создания контента, предназначенного для конечных пользователей. Вместо этого студия рассматривает инструмент как средство для генерации идей и формирования общей концепции проектов. Остается неизвестным, последуют ли другие разработчики этому примеру, однако Microsoft не будет навязывать использование модели своим студиям.
Некоторые разработчики скептически отнеслись к Muse. Дэвид Голдфарб, работавший над Battlefield, Mass Effect и Killzone, выразил краткое и категоричное несогласие с применением технологии:
Марк Барридж из Creative Assembly заявил изданию Wired, что даже использование генеративного ИИ на стадии прототипирования может негативно сказаться на разработке, отнимая у специалистов важный практический опыт.
Фил Спенсер, напротив, рассматривает Muse как возможный инструмент для сохранения игр, помогая адаптировать старые проекты под современные платформы. Microsoft неоднократно подчеркивала приверженность поддержке цифровых библиотек пользователей на разных поколениях устройств, однако остается неясным, сможет ли ИИ-технология обеспечить качественную реконструкцию старых игр. Франк Сифальди из Video Game History Foundation выразил сомнения в этом, сравнив подобный подход с фотокопированием живописи.
Отдельной темой обсуждения стал источник обучающих данных для Muse. Генеративные ИИ-модели часто критикуют за использование контента из интернета без согласия авторов. Microsoft избежала этой проблемы, обучая Muse исключительно на собственных играх.
В первом демонстрационном примере использовались данные о телеметрии игроков из многопользовательского шутера Ninja Theory — Bleeding Edge. Поскольку пользователи согласились с условиями лицензионного соглашения (EULA), они автоматически дали разрешение на использование своих игровых данных для тренировки модели. Теоретически Microsoft может расширить этот подход на другие популярные проекты, такие как Minecraft, Call of Duty, Halo, Overwatch, StarCraft, Doom и Forza.