С развитием технологий беспилотных летательных аппаратов будущее воздушных боев становится все более роботизированным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в военно-морской сфере. Недавним примером является новый прототип беспилотного судна USX-1 Defiant, разработанный Агентством перспективных исследовательских проектов (DARPA). В прошлом месяце этот 55-метровый корабль водоизмещением 240 тонн был впервые спущен на воду компанией Serco на верфи в штате Вашингтон. Главное отличие Defiant – отсутствие экипажа. Судно изначально спроектировано как полностью автономное.
Отказ от присутствия человека позволил избавиться от жилых помещений, камбузов и других традиционных элементов, что придало кораблю высокую гидродинамичность, улучшенную скрытность и повышенную надежность.
Разработка ведется в рамках программы No Manning Required Ship (NOMARS), запущенной DARPA в 2020 году. Ее цель – создать корабль, не требующий присутствия экипажа, что полностью меняет традиционный подход к военно-морскому проектированию. В 2022 году Serco была выбрана в качестве основного подрядчика для строительства демонстрационного образца, опередив компанию Leidos Gibbs and Cox.
Как отметил ведущий инженер Serco Райан Маатта в интервью Naval News, команда разработчиков стремилась изменить принципы эксплуатации, чтобы такие суда стали более экономичными, сохраняя при этом боевые возможности традиционных кораблей. По его словам, их целью было достижение 90% надежности при эксплуатации в течение года без перерывов.
Обычно беспилотные суда не всегда оказываются дешевле традиционных кораблей с экипажем, но DARPA стремится изменить эту тенденцию. Defiant способен автоматически пополнять запасы топлива в открытом море – технология, успешно испытанная Serco в сентябре прошлого года с другими беспилотными кораблями, Mariner и Ranger. Это позволит судну находиться в море продолжительное время без необходимости захода в порт.
Что касается вооружения, то на USX-1 Defiant планируется установка адаптивной пусковой установки BAE Adaptable Deck Launcher, а также дополнительного контейнера для хранения боеприпасов.
В ближайшие месяцы судно пройдет испытания у причала и в открытом океане. В весной 2025 года оно отправится на полномасштабные морские испытания.
Однако Defiant – это лишь первый шаг. В планах Serco – создание крупного беспилотного судна (Large USV), которое будет выполнять функции эскорта для эсминцев и нести четыре пусковых установки с 16 ракетными шахтами. Это приблизит его к возможностям эскортных эсминцев времен Второй мировой войны. В компании уверены, что уже обладают технологиями для серийного производства и обслуживания как Defiant, так и будущих беспилотных кораблей большого класса.