Американская компания H2 Clipper, специализирующаяся на транспортных решениях и инфраструктуре на основе водорода, получила патент на революционную технологию в сфере аэрокосмического производства. Новый патент охватывает применение автономных и полуавтономных роев роботов для сборки крупногабаритных конструкций в авиационной и космической промышленности.
Этот патент стал продолжением ранее полученного в декабре 2023 года и открывает путь к более быстрому, точному и экономически эффективному производству с использованием технологий роевой робототехники. По словам основателя и генерального директора H2 Clipper Ринальдо Брутоко, это событие знаменует собой поворотный момент в развитии автономного авиастроения.
«Рой роботов может заменить традиционные сборочные линии, обеспечивая более высокую точность, снижение затрат и ускорение темпов строительства крупных аэрокосмических объектов», — отметил он.
Умная сборка роями роботов
Новая система от H2 Clipper позволяет скоординированному рою интеллектуальных роботов собирать крупные авиационные конструкции быстрее, безопаснее и с меньшими требованиями к пространству. Каждый робот выполняет свою задачу: от сборки каркаса и крепления внешней оболочки до установки внутренних компонентов и контроля качества.
Искусственный интеллект и машинное обучение позволяют этим роботам со временем совершенствовать свою работу, минимизируя ошибки и соблюдая сроки. Система может автоматически адаптироваться, обеспечивая точное совмещение всех элементов конструкции.
Безопасность также находится в центре внимания: роботы используют датчики и ИИ, чтобы избегать столкновений и выполнять опасные для человека задачи, например, на высоте. Благодаря отсутствию стационарных сборочных линий, систему можно легко масштабировать и запускать в разных локациях.
Важной особенностью является и использование тяжелых роботов-подъёмников, способных перемещать и точно позиционировать крупные детали. Это позволяет строить авиационные конструкции прямо на месте — в вертикальном или горизонтальном положении — без необходимости в огромных производственных площадях.
Согласно оценкам компании, внедрение технологии может снизить затраты на производство более чем на 40% и сократить сроки сборки до 60%, при этом улучшив общее качество продукции.
Устойчивые технологии в авиации
H2 Clipper известна разработкой проекта Pipeline-in-the-Sky — водородного дирижабля для дальнемагистральных грузоперевозок без использования ископаемого топлива, а также H2C Safety Pipe — системы безопасной доставки водорода на последних этапах логистической цепочки.
С 2008 года компания активно инвестирует в НИОКР и патентование решений в области современного дирижаблестроения, программного обеспечения и среднеуровневой доставки водорода.
Традиционные методы сборки авиационной техники требуют перемещения крупных деталей через множество этапов в больших производственных цехах, что приводит к высоким затратам и сложной логистике. Подход H2 Clipper позволяет отказаться от этого, организуя сборку непосредственно на месте, снижая инфраструктурные требования и операционные издержки.
Изначально разработанная для строительства дирижаблей, технология рой-робототехники теперь рассматривается как универсальное решение для всей аэрокосмической отрасли. В связи с получением нового патента, компания планирует сформировать экспертную группу из специалистов в области робототехники, ИИ, авиастроения и регулирования, чтобы определить дальнейшие шаги по развитию технологии и потенциальной передаче лицензий ведущим производителям.
Также H2 Clipper рассматривает возможность создания отраслевого консорциума, который займётся продвижением рой-робототехники как стандарта в авиационной промышленности.