После недавних выборов в новом Парламенте нашего государства прибавилось депутатов, которые хорошо разбираются в IT и E-Commerce и готовы их лоббировать. Это лоббирование будет весьма ценным, когда первый в Украине законопроект об интернет-коммерции, подготовленный ко второму слушанию, будут предлагать на утверждение депутатам.
По словам главного инициатора проекта депутата Ольги Бельковой, суть закона для второго слушания не изменилась. Он по прежнему нацелен на юридическое уравнение электронных и других способов заключения сделок, описанных в Гражданском кодексе. По признанию электронной сделки законом украинским интернет-магазинам станет намного проще общаться с покупателями, с налоговой и с судами. Но некоторые поправки все же были внесены в текст закона. Предлагаем вам ознакомится с ними.
1) Были конкретизированы положения, по которым электронная форма договора приравнивается к бумажной. Доказательства в электронной форме или в форме бумажных копий электронных сообщений признаются уголовными, административными и хозсудами.
2) В обновленный закон водится понятие «субъекта электронной коммерции» — субъекта хозяйствования, который продает товары или услуги с помощью интернета, или же лицо, которое эти товары/услуги покупает или заказывает с помощью электронной сделки. «Интернет-магазин» теперь определяется как способ для представления или продажи товара или услуги через электронную сделку.
3) В п.11 ст. 11 раздела III законопроекта появилось положение о том, что покупатель должен получить подтверждение электронной сделки в виде электронного документа, квитанции, товароного или кассового чека, талона или другого документа. Теоретически интернет-магазины и так обязаны выдавать чек, но не все участники рынка этого правила сейчас придерживаются. В чеке должна содержаться такая информация, как: наименование продавца, его адрес и порядок принятия претензий по товару, гарантийные обязательства.
4) Данным законом расширено положение о персональных данных покупателя: интернет-магазин или другой субъект электронной торговли должен требовать от покупателя только те данные, без которых заключение и выполнение электронной сделки невозможно.
5) Был детализирован порядок заключения электронной сделки. Теперь он регулируется разделом III, ст. 11 данного законопроекта. В ст. 10, например, намного детальнее расписаны правила для электронных рекламных рассылок.
Существует вероятность того, что в законопроект будет также внесена норма, регулирующая обязанности всех участников электронной торговли по борьбе с онлайн-пиратством, но она пока в режиме обсуждения и не внесена в текст закона.
Стоит отметить, что законопроект об онлайн-коммерции в первом чтении был принят на рассмотрение предыдущим составом парламента в июне этого года.