Самый быстрый рост электронной коммерции в мире демонстрирует не США и не Китай, а Индия. Это, конечно же, представляет большую проблему для Amazon и Alibaba, поскольку их глобальные амбиции также растут.
Как сообщает интернет-ресурс Re/Code, в субботу Flipkart, самый популярный интернет-сайт в Индии, объявил о $700 млн. инвестиций. Это достаточно впечатляющая сумма сама по себе, но стоит вспомнить, что летом компания заявляла об инвестициях в $1 млрд., а еще ранее – весной - об инвестициях в размере $210 млн.
Источник фото: im.rediff.com
Чтобы не отставать, главный соперник Flipkart – Snapdeal - в октябре заявил о $600 млн. инвестиций исключительно от японского гиганта SoftBank. Snapdeal оценивают в $2 млрд. Восемь месяцев назад eBay инвестировал $133 млн. в Snapdeal, таким образом, сделав попытку выровнять себя с двумя будущими центрами влияния e-сommerce.
Почему же Индия привлекает мировых инвесторов, не говоря уже о лидерах е-сommerce - Alibaba и Amazon? Эта страна является второй по численности населения в мире. В то время, когда ее онлайн-рынок пока относительно небольшой (около $3,2 млрд. за год), в ближайшие 4 года ожидается его стремительный рост. Возможность для роста является впечатляющей.
Более того, использование интернета в стране растет быстрыми темпами, как и использование мобильных телефонов, которые открывают доступ к онлайн-магазинам многим жителям Индии. В начале этого года Snapdeal заявил, что около 25% покупок были сделаны с помощью мобильных телефонов. К августу их число возросло до 60%, по данным генерального директора компании Кунала Бала (Kunal Bahl).
Источник фото: sudhinirajesh.files.wordpress.com
Итак, каковы же будут действия Amazon и Alibaba касательно этого рынка, ведь каждый из них стремится стать крупнейшим мировым игроком в электронной коммерции? Amazon запустил онлайн-рынок в Индии в 2013 году, представляя для продажи только товары третьих сторон. По правилам страны Amazon не может продавать свою продукцию в качестве единого продавца, как это происходит в США и других странах, но есть информация, что в стране грядут изменения касательно этого вопроса.
Компания объявила этим летом об инвестировании $2 млрд. в индийский онлайн-рынок, как раз на следующий день после того, как Flipkart придал огласке свой $1 млрд. инвестиций. Это был типичный трюк Джеффа Безоса: Amazon не афишировал график своих инвестиций, и таким образом его заявление затмило Flipkart в один момент.
В Snapdeal и Flipkart, Amazon видит двух хорошо организованных, доморощенных врагов. Но Amazon, как всегда, имеет долгосрочные планы на инвестиции, и, кажется, готовит пули для обоих индийских конкурентов.
Источник фото: xcluesiv.com
Открытым остается вопрос, что произойдет, если Amazon признает в какой-то момент, что он не готов вложить достаточно в эту страну. Будет ли он делать попытки получить больше денег из страны, которая готовится стать новым гигантом электронной коммерции, или же захватит несколько миллиардов и покинет это поле боя? Последнего Amazon никогда не делал. Также непонятно, как быть с нормативными препятствиями для компании, и с какими проблемами она может еще столкнуться в Индии.
Компания Alibaba уже имеет некоторых индийских покупателей и продавцов, но все же серьезного потребителя в Индии у Alibaba пока нет. Это делает ее перспективы касательно Индии немного размытыми. Председатель Alibaba Group Джек Ма заявил журналистам, что в ноябре его компания "начнет больше инвестировать в Индию", но в детали он пока не вдавался.
Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что Alibaba прекратит инвестировать в Snapdeal. Обе компании рассчитывают на SoftBank, как на своего крупнейшего инвестора, и обе избегают идеи проведения инвентаризации. Также обе компании гордятся тем, что имеют обособленную платформу, где встречаются покупатели и продавцы. Кроме того, в недавнем интервью для Re/Code, руководитель Snapdeal Кунал Бал намекнул на большое сходство между его компанией и компанией Alibaba.