В 2008 году Альберто Хименес, нынешний глава отдела мобильных платежных систем в компании IBM, сделал любопытное предсказание. Он утверждал, что на развитых рынках в течение последующих пяти лет (то есть, до 2013 года) доля платежей, совершаемых посредством мобильных устройств, превысит 50% от общего количества транзакций. Это предсказание не сбылось.
Говоря о сегодняшней ситуации в сфере мобильных платежей, нельзя не заметить, что она развивается гораздо медленнее, чем можно было предполагать ранее. Тем не менее, сейчас наметилось несколько тенденций, которые, возможно, стимулируют этот процесс.
На протяжении многих лет крупные компании терпели неудачи в сфере мобильных платежей, но не в связи с финансовыми трудностями, а лишь потому, что фокусировались на менее амбициозных целях.
Они старались занять небольшие рыночные ниши, вместо того, чтобы посягнуть на монополию пластиковых карт, с помощью которых до сих пор осуществляется абсолютное большинство сделок на развитых рынках.
При обсуждении будущего мобильных платежей все более распространен аргумент о том, что говорить следует не о платежах, как таковых, а о коммерции в целом. Иными словами, мобильные платежи должны быть сфокусированы не на непосредственном переводе средств, а на более широком опыте мобильного шопинга. При этом мобильные платежи сами по себе способствуют увеличению количества платных сервисов, которые могут быть доступны благодаря повсеместному распространению мобильных устройств. Иными словами, современный мир розничной торговли попросту нуждается в максимально простом и безопасном способе оплат.
Из нескольких очевидных тенденций развития мобильных платежей следующие три могут иметь наибольший потенциал, поскольку полезны и для покупателей, и для продавцов.
1. Дополнительные услуги до и после сделки
Аксиомой является то, что продавец ищет возможности получить большую выгоду от сделки, а покупатель – сэкономить на удачном приобретении. Сегодня существует масса сервисов, позволяющим обеим сторонам добиться максимальной выгоды от сделки. Речь идет об анализе широкого спектра данных. Это возможность открыть для себя новые товары ли услуги, сравнить цены с помощью сайтов-агрегаторов, ускорить товарно-денежный обмен благодаря выбору удачного местоположения продавца или покупателя. Все эти возможности открываются, в первую очередь, благодаря сети Интернет и мобильным устройствам. Как следствие – возможности применения мобильных платежей гораздо шире, чем, к примеру, возможности использования пластиковых карт.
2. Повсеместное использование персональных клиентских счетов и скидочных карт
Персональные счета используются для удобства обслуживания постоянных клиентов. Само собой, это имеет смысл при частых повторяющихся сделках, но не имеет смысла в случае разовых транзакций.
Сегодня появляется все больше систем, которые делают мобильное устройство основным средством взаимодействия с информацией. Онлайн-сервисы прослушивания музыки или, к примеру, выбора заказа гостиничных номеров, позволяют постоянным клиентам, имеющим личный счет, экономить. Это приводит к тому, что мобильное устройство становится ключевым фактором авторизации и проведения сделки. Сам же платеж в этом случае прозрачен и удобен для клиента. Поскольку таким образом мобильные платежи получают распространение, этот же инструмент начинает использоваться и при розничных расчетах в оффлайне.
3. Повышение безопасности
Безопасность проведения платежей воспринимается многими как нечто вроде вопроса личной гигиены. Подразумевается, что безопасность платежа, как и в реальном мире, зависит от разумности действий самого клиента. Тем не менее, после нескольких масштабных утечек данных безопасность сама по себе становится ценным приобретением.
Исследования указывают на то, что именно беспокойство о безопасности препятствует тому, чтобы покупатели и продавцы активнее использовали мобильные платежи при сделках. Многие из этих переживаний, на самом деле, являются беспочвенными, поскольку мобильные платежи могут быть даже безопаснее, чем оплата с помощью пластиковой карты.
В данный момент ведутся множественные разработки, призванные повысить уровень информационной безопасности. Это, в свою очередь, повысит уровень лояльности пользователей к мобильным платежам и поспособствует их более широкому применению.
Так или иначе, сегодня следует быть осторожным в прогнозах. Нужно понимать, что один лишь фактор удобства не сделает мобильные платежи доминирующей формой проведения оплат. Для того чтобы по-настоящему популяризировать такие системы, необходимо, чтобы они обеспечивали не только удобство, но и очевидную выгоду, как для покупателя, так и для продавца товара или услуги. По-настоящему популярными мобильные платежи станут тогда, когда их использование будет позволять людям ощутимо экономить при покупках или эффективнее продавать.