Международные компании кажутся неуязвимыми машинами. Но некоторым людям удалось найти в них брешь.
В 2011 году компания Apple была вынуждена платить компенсацию корейскому юристу Ким Хен-суку. Как выяснилось, одна из старых версий операционной системы для iPhone без ведома и согласия пользователя собирала и хранила сведения о его местоположении. Проиграв судебный процесс, Apple потеряла не очень большую сумму — всего $946. Но даже такая мелочь насторожила юристов корпорации. После судебного процесса разработчики внесли исправления в iOS, и пользователи могут отключать сбор сведений о своем местоположении.
Компания Google в прошлом году также допустила оплошность, связанную с местоположением. Причиной скандала стал сервис Street View, позволяющий пользователям просматривать панорамные снимки с улиц разных городов мира. Гражданка Канады Мария Грильо подала в суд на Google, когда нашла в Street View свое фото. Как выяснилось, проезжавший автомобиль Google заснял её на пороге собственного дома, причем практически в неглиже. Конечно, сервис Street View скрывает лица случайных прохожих, попавших в кадр. Но, учитывая адрес дома, коллеги и знакомые, даже не видя лица, безошибочно распознали Грильо. Истица требовала выплатить ей $45 тыс. компенсации, но суд удовлетворил иск лишь частично. Google заплатила всего 2250 канадских долларов.
Сейчас против Google направлен еще один иск. На этот раз обвинителем стал россиянин. В январе житель Екатеринбурга подал в суд на компанию, утверждая, что системы Google незаконно читают его электронные письма.
Судебный иск — не единственный способ заставить гигантские корпорации раскошелиться. Некоторые из них отдают деньги добровольно, в обмен на информацию об ошибках и уязвимостях. К примеру, тот же Google регулярно платит независимым хакерам за информацию. В течение 2014 года компания выплатила нескольким сотням «внешних специалистов по безопасности» около $1,5 млрд. Впрочем, такая практика является повсеместной. «Белым» хакерам платит и Facebook, и Microsoft, и Twitter, и даже ПриватБанк. Это логично, ведь в противном случае информацию о системных «дырах» всё равно продадут, но уже на черный рынок. Экономия может обойтись слишком дорого.
Бывает и так, что гигантские компании готовы платить просто за возможность нормально работать. Вот уже который год по сети бродит противоречивый слух. Якобы разработчики компьютерных игр попросту платят наиболее крупным пиратским группам за отсрочку взлома. Подтверждения этому нет. Ведь пираты не признаются, что берут деньги у своих идейных врагов, а правообладатели — что платят откупные. Тем не менее, похожая схема работает во вполне легальных взаимоотношениях.
Напомним, недавно Google, Amazon и Microsoft были вынуждены платить разработчикам Adblock Plus, чтобы те внесли корпорации в «белый список». Складывается очень забавная ситуация. Компании легально дают рекламу, но Adblock точно так же легально ее блокирует. В итоге компании вынуждены платить выкуп, чтобы продолжать эффективную работу. Пользователи же зачастую заинтересованы в том, чтобы лишней рекламы не видеть. Потому, если разработчики Adblock будут заключать сделки с рекламодателями слишком часто, пользователи просто найдут альтернативу. И тогда корпорации будут вынуждены откупаться уже от новых блокировщиков рекламы.