На днях стало известно, что ученые из Университета Миннесоты (США) разработали технологию, которая позволяет мысленно управлять воздушной техникой. Для этого авиационный шлем был оборудован датчиками, которые реагируют на мозговую активность. Данные передаются в специальную программу, которая обрабатывает их в формат, понятный компьютеру. Все, что требуется от пилота – мысленно подавать команды и выбирать направление движения.
Американцы мечтали о мысленном управлении техникой еще в 20 веке. В начале семидесятых годов оборонное агентство DARPA выделяло крупные суммы на исследования в этой области. Тем не менее, уровень технологий того времени не позволил воплотить проект в жизнь.
Сегодня подобные исследования и разработки ведутся по всему миру. Весной прошлого года немецкие ученые провели эксперимент Brainflight. Специалисты из технических университетов Мюнхена и Берлина утверждают, что использование технологии мысленного управления самолетом поможет существенно снизить рабочую нагрузку на пилотов. Это также повысит безопасность перелетов. И немецкие, и американские ученые испытывали свои разработки на профессиональных авиасимуляторах. Сейчас технология уже может использоваться и на настоящих самолетах.
Похожие разработки ведутся уже не первый год. Еще в 2011 году ученые из Свободного университета Берлина (Германия) разработали систему мысленного управления автомобилем. Правда, прототип, собранный на базе Volkswagen Passat, был автономным только наполовину. Его оснастили многочисленными датчиками и обучили распознавать и объезжать препятствия, как это делают нынешние беспилотные автомобили. Но, в отличие от полного беспилотника, скорость и направление движения задавал человек. Технологии была также основана на энцефалограмме. Шестнадцать датчиков, закрепленных на голове водителя, считывали мозговые импульсы и передавали их автомобилю.
Изначально интерфейс-мозг компьютер создавался, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями. Но в ходе многочисленных исследований, проводимых как американскими, так и европейскими учеными, выяснилось, что дистанционный прием сигнала не дает достаточной точности. Управление техникой – относительно простой процесс, особенно если от пилота или водителя требуется только думать о нужном направлении. Для управления киберпротезами или роботизированными экзокостюмами нужна гораздо большая точность. Этого можно добиться, внедрив электронику прямо в мозг. Дальше всех в этой области пока продвинулись американцы.
В 2005 году компания Cyberkinetics завершила испытания проекта BrainGate. В результате подкожный чип был имплантирован полностью парализованному 25-летнему американцу. Электроды были введены прямо в мозг молодого человека. Через некоторое время подопытный освоил управление роботизированной рукой и научился дистанционному управлению некоторыми бытовыми приборами. В ходе этого исследования был выявлен уникальный эффект. Мозговой имплантат обладал эффектом обратной связи. То есть, поднимая роботизированной рукой некий предмет, человек может ощущать вес этого предмета.
В 2012 году ученые Университета Брауна (США) в своем проекте «BrainGate2» существенно расширили пределы возможностей мозговых имплантатов. Чип был уменьшен до 56мм х 42мм х 9мм. Также он получил возможность индуктивной зарядки. То есть, он находится полностью в теле человека, необходимость его извлечении отпала. Данные также передаются с помощью беспроводного соединения. С октября 2014 года команда «BrainGate2» активно набирает пациентов для масштабных клинических испытаний технологии. Теперь ученые хотят с помощью мозговых имплантатов управлять искусственными мышцами.
Перспективы технологий «мозг-компьютер» огромны. Речь идет не только об управлении техникой, но и о мысленной передаче данных, подключении к интернету и максимально возможной интеграции с машиной. Так технологии, которые изначально были призваны помочь людям с ограниченными возможностями, позволят улучшить человека, как такового.