По данным аналитиков, в 2014 году рынок планшетов и смартфонов вырос и в количественном, и в денежном эквиваленте. Украинцы все еще предпочитают покупать планшеты и смартфоны оффлайн, но онлайн-рынок продолжает расти. По прогнозам экспертов, в 2015 году из-за снижения покупательской способности сохранится спрос на дешевые модели.
Аналитическая компания IDC подвела итоги исследования рынка планшетов в четвертом квартале прошлого года и в 2014 г. в целом. Эксперты отмечают, что объем поставок планшетов в Украину (учитывая устройства «2-в-1») в период с октября по декабрь составил 355,6 тыс. шт., что на 1,4% ниже показателей 2013 г.
В тоже время по итогам всего 2014 г. рынок планшетных компьютеров вырос на 3,5% в количественном выражении (до 1,185 млн шт.), но сократился на 23% в денежном эквиваленте за счет перераспределения рынка и смещения спроса к более дешевым моделям. В 2014 году увеличились поставки устройств категории «white-box», доля которых выросла с 8% в 2013 до 22%.
В четвертом квартале поставка устройств, стоимостью менее $150, составила 62% рынка (против 12% за этот же период в 2013 году). Половину из них составили модели по цене ниже $100. Аналитики IDC прогнозируют, что в 2015 году из-за снижения покупательской способности украинцев сохранится спрос на модели нижнего ценового сегмента.
В целом рынок планшетов Центральной и Восточной Европы по итогам 2014 г. в количественном выражении вырос на 4,4%. А вот такие страны, как Россия и Польша, показали негативную динамику: -5% и -2,9% соответственно. 2014-й год отличился ростом популярности смартфонов с большими экранами, замедлением цикла обновления планшетов и обостренной конкуренцией с недорогими ноутбуками на ОС Windows 8.1 with Bing.
Мария Колесник, аналитик телеком рынка компании GFK Ukraine, отмечает, что в 2014 году рынок смартфонов продемонстрировал позитивную динамику относительно 2013 года. Так, было продано более 4 млн смартфонов, а это на 12% больше, чем в прошлом году. Общая сумма продаж составила 8,7 млрд грн. (+21% по сравнению с прошлым годом).
Доля оффлайн продаж на рынке смартфонов и рынке планшетов преобладает. Тем не менее, онлайн покупки становятся все более популярными среди украинцев. В 2014 году доля интернет-продаж на рынке смартфонов составила 14% в штуках и 17% в деньгах, на рынке планшетов – 23% и 25% соответственно.
В 2015 году динамика развития рынка смартфонов и планшетов будет, вероятнее всего, негативной на фоне снижения платежеспособности покупателей. Так, продажи смартфонов в штуках за первые 10 недель 2015 года сократились на 5% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, однако за счет роста цены на 49%, выросли в денежном эквиваленте на 42%.
Аналогичная тенденция прослеживается и на рынке планшетов: падение продаж в штуках за первые 10 недель 2015 года составило 15%, но благодаря росту цены на 45%, выросли в деньгах на 23%. В целом, цена на смартфон и планшет в 2014 году составила чуть выше 2 тыс. грн., но за первые 10 недель 2015 года достигла 2,8-2,9 тыс. грн.
В связи с девальвацией гривны основными потребителями смартфонов и планшетов станут жители городов с уровнем дохода выше среднего. Тем не менее, если ранее эта категория покупаталей приобретала сравнительно продвинутые устройства, то в 2015 году их выбором будут более бюджетные модели. В то же время, продажи девайсов премиум класса останутся стабильными, поскольку спрос со стороны нишевого потребителя вряд ли изменится.