Недавно космическое агентство NASA провело тестирование летательного аппарата Greased Lightning (GL-10). Его уникальность состоит в том, что машина может летать и как самолет, и как вертолет. Но, что еще важнее, изменение формы аппарата и режима его полета происходит непосредственно в воздухе. Крылья и фюзеляж машины оборудованы десятью пропеллерами. Они могут поворачиваться на 90 градусов, меняя свое положение с горизонтального на вертикальное. Как вертолет, дрон может зависать на месте, летать боком или задом, осуществлять вертикальные взлет и посадку. В режиме самолета Greased Lightning способен развивать скорость, которая недоступна винтокрылой технике. По словам разработчиков, аэродинамика машины в четыре раза превосходит аэродинамику обычного вертолета.
Идея совместить в одной машине качества двух совершенно разных видов воздушного транспорта уже давно витает в воздухе. В пошлом году военное агентство DARPA опубликовало информацию о необычном проекте ARES (Aerial Reconfigurable Embedded System), который разрабатывается в рамках программы «Трансформер». Программа стартовала в 2009 году в одном из подразделений аэрокосмической компании Lockheed Martin. По заказу американских военных компания создает летательный аппарат, который сможет летать как самолет, вертолет, а также поднимать в воздух грузы весом около полутора тонн. Систему предполагается сделать модульной. То есть, абсолютно универсальная машина сможет подбирать грузовые контейнеры, вооружение, десантные капсулы, оборудование для разведки и многое другое.
Пока Lockheed Martin продолжает разработку своего трансформера, калифорнийская компания Advanced Tactics Inc уже производит дешевые летающие фуры. Машина под названием AT Black Knight Transformer не может развивать скорость самолета, так как не имеет крыльев. Зато она оснащена восемью выдвижными пропеллерами, способными поднять в воздух более 1,6 тонн. Когда же аппарат возвращается в более компактное наземное состояние, он вполне может передвигаться по дорогам общего пользования и бездорожью.
По мнению специалистов из британской оборонной компании BAE Systems, через двадцать лет небо будет принадлежать трансформирующимся машинам. В частности, англичане предполагают, что к 2040 году будут разработаны модульные самолеты, распадающиеся на отдельные юниты. Каждый из них будет обладать собственными возможностями и задачами.
Пока машины-трансформеры покоряют небо, на улицах городов также может появиться новый транспорт. В 2013 году компания Kawasaki представила на автовыставке в Токио мотоцикл-трансформер J Three Wheeler EV. Он может на ходу меняться. Переднее колесо раздваивается, и машина превращается из привычного двухколесного транспортного средства в трехколесное. В обычном режиме механизм обладает повышенной маневренностью. Превратившись в трицикл, J Three Wheeler EV увеличивает радиус поворота, но зато позволяет водителю расслабиться и наслаждаться комфортной ездой.
Идея раздвигающихся колес может быть реализована и в автомобилях. Особенно актуальной она может быть в мегаполисах, где жители вынуждены едва ли не воевать за парковочные места. Дизайнером Хисаном Аном в 2013 году был предложен необычный концепт электромобиля MONO. Ходовая часть одноместной машины раздвигается на время езды. Кабина при этом опускается в освободившееся пространство. Благодаря такой трансформации электромобиль приобретает устойчивость и улучшает аэродинамику. Когда же настает время парковки, машина становится тонкой и высокой.