Недавно аналитики компании Facebook совместно с представителями университета Мичигана провели исследование «эффекта пузыря». Он возникает, когда в интернете пользователь получает не всю информацию, а только ту, которая соответствует его предыдущим поисковым запросам. Например, после поиска каких-либо данных об автомобилях поисковая система начинает снова и снова навязчиво предлагать похожие материалы. Это понятие ввел Илай Парайзер понятие в 2011 году в книге «Эффект пузыря: что интернет скрывает от вас». Автор предположил, что работа современных «умных» поисковых алгоритмов может препятствовать выдаче объективной информации и искажать картину мира для пользователя.
Исследователи провели анализ 10 млн учетных записей Facebook, разделив юзеров на либералов и консерваторов по политическим предпочтениям. Как показала практика, и тем и другим алгоритмы предлагают новости из противоположного лагеря, вот только сами пользователи их не оценивают. Кроме того, на ленту существенно влияет то, что лайкают друзья пользователя. Приверженцы того или иного лагеря собственноручно замыкают «информационный пузырь», отсекая неудобную информацию. По статистике, материал из лагеря консерваторов может оказаться в ленте либералов с вероятностью 8%. Обратная ситуация может произойти с вероятностью 5%. Впрочем, все это касается не только политических взглядов. Аналогичным образом отгораживаются друг от друга сообщества людей, предпочитающих видеть в ленте научную информацию, религиозный контент или разнообразные «теории заговора».
На первый взгляд, чтобы не оказаться в «пузыре» стоит лайкать разные материалы. Но такой вывод ошибочен. Хаотичные лайки приведут к тому, что вместо «информационного пузыря» пользователь получит в ленте неразбериху. Летом прошлого года американский журналист Мэттью Хонан решил проверить, что получится, если начать лайкать все рекомендованные новости подряд. По наблюдениям пользователя, сперва система предлагала ему оценивать материалы, пришедшие из лент его друзей. Но по мере того, как журналист лайкал новую разнообразную информацию, алгоритмы, формирующие ленту, все больше сходила с ума. В определенный момент новости от друзей практически пропали. Вместо этого лента наполнилась политикой и рекламой. Чем дальше заходил эксперимент, тем более провокационной и низкокачественной оказывалась выводимая информация. Политические материалы становились менее взвешенными и более похожими на примитивную агитацию. Очень активно появлялась реклама разнообразной техники. Все это было обильно сдобрено фотографиями домашних животных, новостями поп-культуры и прочим мелким информационным шумом, которым наполнен интернет. По сути, лайкая все подряд, журналист и получил своеобразный срез всего, что есть в интернете. Ему открылась наиболее массовая и наименее качественная информация.
Сложно однозначно сказать, как же следует себя вести для того, чтобы не попасть в «информационный пузырь», и, одновременно, не превратить свою ленту Facebook в помойку. Излишняя тематическая избирательность неизбежно приведет к первому. Неразборчивость — ко второму. Так что, скорее всего, наиболее объективную и разнообразную картину увидят перед собой пользователи, которые взвешено подходят к расстановке «лайков» и ищут информацию в альтернативных источниках.