На прошлой неделе в Нью-Йорке состоялся аукцион, на котором была продана записная книжка известного математика середины 20 века Алана Тьюринга за $1 млн. Причина дороговизны лота проста – еще в 1950 году математик предложил метод, который позволяет определить своеобразную «грань разумности» машины – тест Тьюринга. Но, поскольку система была признана не идеальной, появились и другие разработки, которые позволяют отличить искусственный интеллект от обычного.
Одной из таких программ является чатбот Eugene Goostman (Евгений Густман). Своим именем бот обязан создателям, украинцу Евгению Демченко и россиянину Владимиру Веселову. Виртуальная личность, созданная разработчиками, успешно сымитировала поведение тринадцатилетнего мальчика родом из Одессы. 7 июня 2014 года в Школе системной инженерии при Университете Рединга (Великобритания) состоялся конкурс систем искусственного интеллекта. Всего в соревновании принимали участие пять машин и 25 живых людей. Судьи конкурса по пять минут переписывались с каждым из тридцати участников. В итоге, 33% судей были твердо уверены в том, что Женя Густман — живой человек. Чатбот стал первой в мире программой, которая прошла классический тест Тьюринга. Но, вместо совершения научного прорыва, программа лишь доказала несостоятельность этого теста.
Дело в том, что единственной задачей Жени Густмана было выдать себя за человека. Машина, запрограммированная на обман и имитацию, на деле не может принимать никаких логических решений или что-либо создавать. Более того, если компьютер выдает себя за человека, ему нужно существенно ограничивать свои способности. Самый простой пример — умножение. Среднестатистический человек вряд ли мгновенно перемножит в уме шестизначные числа. Простой компьютер способен мгновенно выполнить и более сложные вычисления, но интеллектом он не обладает. Более того, на проверке, вроде теста Тьюринга, машина сразу же выдаст себя отличными математическими способностями. Так что, для соблюдения конспирации, ей необходимо быть достаточно медленной и глупой.
Ученые, поставленные в тупик, признали, что тест, который долгое время считался своеобразным эталоном, не выполняет своей функции. Потому в декабре группа математиков из Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США) и Брауновского университета (Провиденс, США) предложила дополненную версию испытания. Теперь компьютерам предстоит отвечать на вопросы испытателей, распознавая визуальные образы. По мнению создателей теста, сегодняшняя оптика не уступает по качеству изображения зрению человека. А значит, у компьютера вполне можно спросить, что же он видит. При этом машина должна не только распознать и назвать объекты, но и отвечать на дополнительные вопросы. Впрочем, нет никаких гарантий, что компьютер, способный даже на это, сможет считаться разумным. В конце концов, очень эффективные системы распознавания образов уже существуют. Напомним, одна из таких систем состоит на вооружении у социальной сети Facebook.
По мере того, как человечество приближается к рубежу создания искусственного интеллекта, вопрос об определении этого интеллекта поднимается все чаще. Так, осенью прошлого года исследовать Марк Ридл из Технологического института Джорджии (США) предложил собственную систему проверки машин на разумность. По мнению ученого, признаком наличия интеллекта могут быть творческие способности. Программа Ридла называется «тест Лавлейс», в честь Ады Лавлейс, одной из первых программистов. Ученый полагает: если машина сможет создать небольшое творческое произведение, ее можно будет считать разумной.