Одна из наиболее важных проблем, которые еще предстоит решить в ходе колонизации Марса - питание колонистов. Очевидно, что даже самый большой корабль не сможет постоянно курсировать между третьей и четвертой планетами, обеспечивая новоиспеченных марсиан едой. Выращивать продукты придется уже на месте.

Для решения этой проблемы инженеры NASA совместно с Аризонским университетом разработали надувную цилиндрическую оранжерею. Прототип использует принцип биорегенеративной системы жизнеобеспечения. Проще говоря, в ограниченном пространстве оранжереи создаются климатические условия, максимально близкие к земным.

Предполагается, что оранжерея является не замкнутой, а связана с человеческим жилищем. Системы жизнеобеспечения перекачивают в нее углекислый газ, выдыхаемый колонистами, а кислород, выделяемый растениями, напротив, поставляется в жилые отсеки. К корням растений подается вода, насыщенная кислородом и питательными веществами в оптимальных пропорциях.

Изначально запас воды в колонии придется доставлять с Земли. Тем не менее, если речь, действительно, пойдет об основании постоянного поселения, местным жителям придется найти новый источник воды на месте. Впрочем, если верить последним открытиям, воду на Марсе найти куда проще, чем предполагалось изначально. Напомним, осенью 2015 года на стенках марсианских кратеров была обнаружена вода в жидком состоянии. Также огромный запас воды содержится в ледниковых шапках Красной планеты. Наличие водяного льда на Луне также подтверждено.

Еще одна трудность, связанная с космическим садоводством, заключается в том, что вы не можете разместить оранжерею прямо под лучами звезды. Оранжерейные отсеки придется прятать под землей для защиты от солнечной радиации. Поскольку же растениям нужен свет, инженеры предлагают два варианта решения. Первый - использование светодиодов, максимально близких по спектру к солнечному. Второй - использование оптоволоконных каналов, которые будут перенаправлять свет Солнца в оранжереи под землей. Как показали исследования, оба варианта жизнеспособны. В оранжерейном отсеке размером 2,5х5,5 метров ученым удалось выращивать овощи и под светодиодным освещением, и под светом оптоволоконных каналов.

Размер оранжерей не является фиксированным. Разработка легко масштабируется, так что ученые планируют создавать отсеки разного размера, от компактных, предназначенных для небольших овощей, до гигантских теплиц, в которых смогут расти плодовые деревья. В общем, рано или поздно на Марсе все таки будут цвести яблони.

/