Алекс Луцкий половину сознательной жизни прожил в Штатах. Но четыре года назад он решил вернутся на родину – понял, что и в Украине сможет строить бизнес по-американски. Бизнесмен точно знает, как строить IT-компанию – он вырос от обычного разработчика до вице-президента. За три года работы Innovecs, количество сотрудников увеличилось в 100 раз, появился бизнес-инкубатор и новое направление – игры. Как американский опыт помог реализовать успешный проект, какие личные качества важны для предпринимателя и почему стоит ехать за границу, Алекс Луцкий рассказал в интервью IGate.
Какую цель ставили себе, когда решили переехать в Штаты?
Как таковой конкретной цели у меня не было, потому что уезжала вся моя семья – для нас это была иммиграция. В Украине особых перспектив не было, поэтому решили уехать и искать потенциальные возможности в Америке. Нам казалось, что там добиться успеха будет проще.
Оказалось, что все немного иначе?
Важно не путать иммиграцию и туризм. Когда вы приезжаете в США как турист, все круто – Уолл-стрит, Пятая авеню и т.д. А когда ты приезжаешь как иммигрант, то для достижения успеха в этой стране, надо пройти много непростых этапов. Никто не приезжал в Америку и не становился сразу вице-президентом или бизнесменом. Все проходили тяжелый путь.
С чего начинался ваш?
Пока я учился, я занимался подработками – они позволяли зарабатывать минимальные средства и учить английский язык. Около шести месяцев я даже работал помощником плиточника.
Как вы попали в IT?
В 1994-1996 годах был бум IT-индустрии в Штатах. Достаточно было успешно пройти собеседование и тебя уже брали на работу. Владение особенными навыками не требовалось, но нужно было овладеть некоторыми дисциплинами. Моя первая работа –разработчик Visual Basic. Компания находилась на знаменитой Уолл-стрит. Я ежедневно тратил на дорогу полтора часа в одну сторону. Большинство людей там так и живет: подъем в 6 утра, через чаc ты уже на вокзале и в 8:30 на Манхэттене. Отработал и обратно. И так с понедельника по пятницу. Со временем я перебрался жить ближе к Нью-Йорку.
Знаний, полученных в харьковском университете, оказалось достаточно, чтобы устроиться на постоянную работу?
Да, этой теории хватило, но прикладных знаний вузы не дают даже сегодня. Пришлось начинать с нуля и самостоятельно учить Visual Basic. Дальше все зависело от меня: куда двигаться и как быстро. Разработчиком я проработал около трех лет, а дальше стал быстро делать карьеру.
Какие качества помогли вам добиться успеха?
Коммуникабельность, харизма, умение правильно себя подать, доказать свою точку зрения. Когда я понимал, что на этой должности уже все изучил, переходил дальше. У меня не было страха перед изменениями, я быстро шел вперед и не боялся трудностей. Нужно постоянно выходить из зоны комфорта, чтобы достигать успешных результатов.
Приходя в американский офис, я становился американцем, потому что менталитет, культура, подход к бизнесу должны соответствовать ожиданиям работодателя. Хотя я считаю, что в нашей культуре есть вещи более правильные. Например, скорость принятия решений намного выше – в Украине не тратят 3-6 месяцев на обсуждения.
Насколько сложно вам было адаптироваться?
Первые два-три года было трудно. Я несколько раз возвращался в Украину, а потом решил, что нельзя постоянно испытывать ностальгию и нужно сконцентрироваться на той стране, в которой нахожусь сейчас. Потом появились знакомые и друзья, я понял, как работает американская система, куда бежать, как устраиваться на работу, как дальше двигаться.
Вы прожили в Америке 18 лет. Кем считаете себя – американцем или украинцем?
Гибридом (смеется). В работе я придерживаюсь американской бизнес-модели, поэтому мы не стесняемся называть себя американской компанией, которая базируется в Украине. А в душе я украинец. Сегодня любой успешный человек должен быть глобальным и уметь подстраиваться под разные национальные и культурные особенности.
Как получилось, что вы вернулись в Украину?
Компания, в которой я работал, сотрудничала с GlobalLogic в Украине, и я часто приезжал сюда как клиент. В итоге мне предложили возглавить одно из подразделений аутсорсера. GlobalLogic нужен был человек с украинским менталитетом, который в то же время может мыслить как американец. Я проработал год, а после окончания контракта решил остаться в Украине. Мы с партнерами создали компанию Innovecs и достаточно успешно продолжаем работать в сфере IT-аутсорсинга.
Кто ваши партнеры? Как убедили их вложить средства в компанию?
Это люди, которых я знаю уже около 20 лет, они и стали акционерами компании. На начальных этапах можно привлечь средства только от тех, кто тебе доверяет. Когда компания большая и уже приносит деньги, можно привлекать инвесторов, которые смотрят не лично на тебя, а на команду и цифры. А в самом начале есть только личное доверие.
С какими трудностями вы столкнулись при создании компании?
В феврале 2012-го, когда мы только начинали у нас было три человека и пустой офис. И огромная конкуренция со стороны крупных международных аутсорсинговых компаний. Но всего за три года мы выросли до 300 человек. Думаю, что в этом году Innovecs войдет в топ-20 украинских аутсорсеров.
Как вы формировали команду?
Первая тройка сотрудников – это люди, с которыми я раньше работал. Я позвал их фактически в стартап и сразу объяснил, что не могу ничего гарантировать, но могу обещать перспективу и развитие. Они поверили и до сих пор работают со мной. Работа в новом проекте – всегда интересна для тех, у кого есть амбиции. Ведь это дает возможность получить опыт построения бизнеса с нуля.
Вы строили компанию по американской бизнес-модели?
Да. Я считаю, что она более эффективна и системна. К тому же мы работаем только с западными заказчиками. Поэтому было критично важно, чтобы мы работали и мыслили, как клиенты, а не только говорили на английском языке.
Какие основные признаки американской бизнес-модели? Чем она отличается от украинской?
Об отличиях мне трудно сказать, потому что я не работал в украинских компаниях. Основные принципы американской компании – это системность подхода к бизнесу, система KPI, ориентированность на результат. Но поскольку в каждой бизнес-модели можно найти как плюсы, так и минусы, то в рамках Innovecs мы используем самые эффективные принципы бизнес-этики любой мировой корпорации и неважно какой – американской, европейской или израильской.
Так основополагающим принципом в нашей работе является креативный подход ко всем поставленным задачам. Чтобы достичь высокого результата, необходимо проявить нестандартное мышление и искать более эффективные пути для достижения цели. Поэтому важно ставить сотрудникам немного завышенные требования и тем самым заставлять их выйти из зоны комфорта, начинать мыслить иначе и приходить к лучшим результатам.
Вы так воспитываете лидеров в компании?
Да, потому что без лидеров не может быть бизнеса.
Как события последнего года в Украине повлияли на работу с западными клиентами?
Они переживали, потому что за всем происходящим они наблюдали по телевизору, которое не всегда объективно освещает события. Я все время находился в Украине и ни на день не уезжал в США, этим давая понять клиентам, что не все так плохо. Также мы постоянно держали с ними связь и максимально предоставляли реальную картину происходящего. Благодаря этому мы не только не потеряли клиентов, но и смогли вырасти на 30%.
Что вы посоветуете людям, которые сейчас собираются запустить свой стартап в Украине?
Запуск проекта, который масштабируется за пределы Украины – самое правильное решение. Реализация стартапа внутри страны – это более рискованно, но есть свои плюсы. Сейчас нет конкуренции, нет иностранных игроков, которые готовы заходить на украинский рынок. Кризис и нестабильность отодвигают инвесторов на два-три года. Поэтому те, кто готов рисковать и выходить на рынок со стартапом, имеют шанс стать первыми. Сейчас самое время создавать. В любом случае стартап – это риск. Никто не может точно определить, будет он успешным или нет.
В чем отличие рынка стартапов в США и в Украине?
Стартап – это идея и команда. На Западе подобрать команду намного проще, потому что там тысячи профильных специалистов и людей, у которых уже есть успешный опыт запуска стартапов. В Украине намного меньше людей, которые превращали стартап в хороший бизнес. В США найти инвестора для проекта, который рассчитан на мировой рынок, тоже намного проще, чем у нас. Американский рынок с точки зрения развития в десятки раз выше, чем в Украине. Любой американский стартап имеет больше шансов, чем украинский. Но в нашей стране тоже можно подобрать команду и найти финансирование.
Почему запустили бизнес-инкубатор?
Мы пришли к тому, что нам интересно делать аналоги бизнесов, успешных в Европе и Америке. Поэтому в рамках Innovecs мы создали бизнес-инкубатор, который позволяет предпринимателям быстро стартануть и работать в рамках крупной IT-компании, где есть все инструменты, чтобы создавать продукт. Сейчас мы выводим на рынок несколько стартапов. На старте они нацелены на Украину, а дальше могут развиваться в других странах. Пока они не запущены, не могу рассказать больше.
Какие рекомендации вы можете дать тем IT-специалистам, которые хотят уехать из Украины?
В украинском бизнесе очень не хватает людей, которые поработали за пределами страны и получили опыт в иностранных компаниях. Я считаю, что решение переехать в другую страну и попробовать себя там, правильное. Любой человек должен развиваться. На выходе это даст только плюс. Тем не менее, я считаю, что можно развиваться и здесь.
Что планируете достичь в этом году?
Перед нами стоит задача увеличить оборот компании на 60% по сравнению с прошлым годом, потому что прошлый год был менее успешным, чем нам хотелось. Мы продолжаем искать новые идеи, стартапы, которые позволят и дальше развиваться, создавать рабочие места, давать сотрудникам возможность роста.