Украинский рынок билетов на культурно-массовые мероприятия вошел в глубокое пике, пишет IGate. Фактическая потеря 20% территории страны, военные действия, радикальная девальвация гривны и катастрофическое падение покупательской способности населения привело к тому, что 95% западных и российских артистов перестали ездить в Украину, а годовой оборот рынка упал с 2,5 млрд. грн. в 2013 до прогнозируемого 1 млрд. грн. по итогам 2015. Вместе с тем, все эти события дали мощнейший импульс для развития украинских музыкальных проектов. Все ключевые продавцы билетов, опрошенные IGate, констатируют, что еще никогда украинские исполнители не были столь популярны и востребованы в своей стране.
Какие тенденции формировали рынок
По словам Максима Плахтия, учредителя Karabas.com, решающее влияние на развитие рынка билетов на культурно-массовые мероприятии в 2014 – первой половине 2015 играли одни и те же факторы ― курс валюты, военные действия и покупательская способность населения. «Рынок начнет развиваться только после окончания войны, до этого момента ждать концертов звезд первой величины не стоит. Из позитивного ― стали больше слушать украинских артистов, появились новые очень интересные музыкальные проекты», ― говорит Максим Плахтий.
Его коллега, Дмитрий Феликсов, учредитель Concert.ua, говорит, что в связи с последними событиями в Украине с рынка ушли крупные российские промоутеры и их представители. «Некоторые просто таки убегали, оставляя за собой тысячи брошенных зрителей с билетами в «никуда», ― рассказывает Дмитрий Феликсов. Во-вторых, произошло переориентирование с импортного музыкального продукта на местный.Афиши событий столицы и крупных украинских городов заполонила новая украинская музыка, победители и участники талант шоу. Гастроли звезд стали редким исключением. В третьих наметился новый тренд ― продавцы билетов, а также некоторые площадки стали выполнять еще и функцию организаторов событий. Тем самым они начали сами создавать для себя работу.
По словам учредителя Concert.ua, перечисленные тенденции напрямую повлияли на рынок продавцов билетов. Те продавцы, которые в прошлом показывали отличные результаты по продажам событий «блокбастеров» сейчас стали терять свою долю рынка. Наметился рост новичков.
В свою очередь Ростислав Кулик, учредитель Gastroli.ua, говорит, что все большие игроки, которые имели кассы, развивали дистрибуцию в Крыму и на Востоке Украины утратили свои позиции. «Поэтому можно сказать, что рынок потерял не менее 20% только территориально. Количество российских и иностранных артистов на 95% упало по сравнению с прошлым годом», ― отмечает Ростислав Кулик.
По его словам, иностранные артисты боятся ехать в страну, а промоутеры после Майдана и историй с отменой концертов просто начали банкротиться. Они теперь физически не имеют возможности платить такие гонорары, которые платили в 2012-2013 годах. Ростислав Кулик приводит такой пример: «Если ранее мы привозили немецкую группу De Phazz, билет на которую стоил максимум $100, то сейчас максимально дорогой билет в долларовом эквиваленте на этот же концерт De Phazz стоит $50».
В долларовом эквиваленте билеты подешевели. Но группа, как стоила свой гонорар, так и стоит сейчас. Поэтому рентабельность у иностранных артистов снизилась в разы. И более того, промоутеры не хотят рисковать. «Мы знаем планы всех крупных организаторов, которые работают сейчас в Украина. Мы понимаем, что ожидать новых концертов можно, скорее всего, со следующего года», ― говорит Ростислав Кулик.
Еще сложнее обстоит дело с российскими артистами. Кроме того, что они также получали гонорары в валюте, сейчас их даже за валюту купить невозможно. Они просто не едут в Украину, а промоутеры не хотят их везти, потому что все понимают ― есть большой риск бойкота концертов и риск просто не получить свои деньги.
В то же время, некоторые промоутеры ведут переговоры с Андреем Макаревичем и группой ДДТ. И если Макаревич уже приезжал в Украину с неофициальными концертами и то в рамках отдельного музыкального проекта, то с ДДТ переговоры ведутся уже более полугода и пока безрезультатно. Существует серьезный риск того, что группа из России выедет, а обратно ее уже не пустят, объясняет Ростислав Кулик.
Стоит также отметить, что рост интереса к украинским проектам, многие из которых молодежной направленности, привел к популяризации электронных билетов. До зимних событий 2014 года доминирующими событиями на рынке были концерты артистов для публики 40+, говорит Виталий Антонюк, учредитель 1001bilet.com.ua. Они сдерживали развитие электронных билетов. Сейчас же такого барьера уже нет.
Кроме того, неожиданно позитивно сказалась на рынке электронных билетов на культурно-массовые мероприятии рекламная кампания «Укрзализныци» в конце 2013. Тогда железнодорожный оператор начал активно продвигать услугу покупки электронных билетов на поезда «Интерсити». «Казалось бы, это абсолютно разные сферы ― билеты в поездах и концерты, но думаю, что люди начали привыкать к электронным билетам, они перестали быть диковинкой», ― считает Виталий Антонюк.
Доминирующие игроки и их доли
По оценкам Ростислава Кулика, в 2013-м оборот всех билетов в Украине, включая железнодорожные, авиа, спортивные и другие составлял около $500 млн. Из них на долю культурно-массовых мероприятий по тому курсу приходилось около 2,5 млрд грн. «В 2014 все начало сыпаться вниз. Думаю, что на конец 2015 весь вал культурно-массовых мероприятий может сгенерировать до 1 млрд грн.», ― прогнозирует учредитель Gastroli.ua.
При этом на рынке физических билетов безоговорочным лидером является PARTER.UA, а рынок электронных билетов делят Karabas.com, PARTER.UA, Concert.ua, Kasa.in.ua, Интернет-билет.ua, Gastroli.ua. Но даже приблизительные доли игроков назвать не представляется возможным. Дмитрий Феликсов объясняет это несколькими причинами. Во-первых, из-за не прозрачности ведения бизнеса многими из участников рынка. Во-вторых, наличием картельных соглашений, когда событие попадает в продажу лишь к одному из операторов рынка. В-третьих, из-за низкого числа событий в целом. Поэтому можно ориентироваться лишь на оценки самих игроков.
Так Максим Плахтий, учредитель Karabas.com, утверждает, что именно его сервис доминирует на рынке продажи билетов: «Свою долю рынка по Украине мы оцениваем в 60%, по Киеву в 40%».
Дмитрий Феликсов, уверен, что когда Concert.ua продает билеты на событие на равных со всеми конкурентами, его доля достигает 25% от общего вала.
Еще один собеседник IGate, который согласился дать примерные оценки доли рынка ― Ростислав Кулик ― подчеркнул, что его сервис Gastroli.ua работает во Львове и западном регионе Украины: «Во Львове по всем событиям у нас средняя доля продаж в онлайне 30-35%».
По оценкам некоторых игроков, даже в нынешних тяжелых экономических условиях рынок электронных билетов оценивается в сотни миллионов гривен. В настоящий момент он показывает медленное восстановление.