IGate выяснил, как кризис повлиял на работу украинских онлайн-бизнесменов
Осознание того, что кризис в Украине – это серьезно и надолго, уже прочно укрепилось в головах предпринимателей. Бизнес, ориентированный на отечественный рынок, стал заложником политической и экономической ситуации, влиять на которую он не в силах. Все, что остается – работать больше и лучше. Мы расспросили украинские IT-компании, которые работают на локальном рынке, о том, как они справляются с трудностями, вызванными кризисом в стране.
Евгений Казанцев, CEO eda.ua:
«Как кризис повлиял на работу компании? Покупательская способность украинцев снизилась минимум на 30%. Сейчас далеко не каждый любитель вкусно поесть может позволить себе заказывать доставку еды так же часто, как раньше.
Самое важное в работе любой компании в период кризиса – не паниковать, а вовремя реагировать на любые изменения на рынке, принимая решения, которые подойдут и продавцам, и покупателям. На этом мы и сконцентрировались в этом году и, как показывает статистика, количество посетителей и заказов ежемесячно растет. Отчасти это вызвано тем, что рестораны заинтересованы в альтернативных вариантах получения заказов и обратили внимание на сервисы-агрегаторы, как наш. Сейчас список наших партнеров ежемесячно пополняется новыми заведениями.
Наш сервис можно сравнить с многоцелевым супермаркетом, в котором представлен большой выбор товаров (готовой еды) на любой вкус и кошелек. В условиях кризиса наша цель – помочь клиенту выбрать подходящее блюдо и ресторан, исходя из его вкусовых предпочтений и возможностей. В этом ему помогут рейтинг, отзывы, описание ресторанов и блюд. Также мы добавляем еженедельно 10 акций и специальных предложений, большое количество конкурсов и постоянное участие в бонусной программе».
Максим Плахтий, основатель билетного агентства Karabas.com:
«На рынок шоу-бизнеса кризис повлиял особенно сильно – количество мероприятий уменьшилось в десять раз. Практически исчезли концерты зарубежных исполнителей и полностью прекратились концерты российских. Это повлияло на количество предлагаемых к продаже билетов. Рынок мероприятий сузился и билетный рынок вместе с ним. Соответственно у билетных операторов упали объемы продаж. В то же время на хорошие украинские концерты билеты продаются полностью. Раньше о таком можно было только мечтать.
В этом году мы стали предоставлять больше услуг за то же вознаграждение. Кроме продажи билетов, предлагаем организацию туров, контрольно-пропускных систем, рекламных кампаний. Для клиентов у нас действует программа начисления бонусов. Мы постоянно устраиваем розыгрыши билетов, а теперь и сувенирной продукции. Также постоянно расширяем линейку сервисов, например, предлагаем клиентам приобрести VIP-пакеты на отдельные мероприятия».
Дмитрий Покотило, управляющий партнер интернет-магазина F.ua:
«Мы стараемся быть более эффективными и удобными для клиентов, оптимизируя системы логистики и работу с поставщиками. С некоторыми мы больше не работаем. Это никак не отобразилось на ассортименте продукции, наоборот, он расширился. За последние три месяца появились три новые категории: косметика, товары для животных, женские колготки. Это повысило эффективность работы нашего магазина. Кроме того, мы запустили новую услугу, совместно с партнерами, - доставку отдельных товаров (в зависимости от их габаритов) за час. Ее стоимость не отличается от обычной. А еще, постоянно раздаем нашим клиентам «плюшки» - проводим акции и создаем программу лояльности. Но стараемся разделять их с нашими партнерами».
Александр Колб, генеральный директор компании Promodo:
«Что считать кризисом и сколько он уже длится? Год, полгода, два месяца? За это время клиетов у Promodo меньше не стало, но изменился их подход к заказам. Сейчас многие предпочитают не строить долгосрочные маркетинговые и рекламные планы, они нацелены на быстрый результат. В то же время нестабильная ситуация на рынке и колебания курса валют обуславливают то, что клиенты долго принимают решения. Для нашей компании 2008 год был тяжелее, но сейчас в целом для страны ситуация, конечно, труднее. Тем не менее, крупные игроки рынка понимают, что кризис не может длиться бесконечно, продолжают работать и развиваться.
Мы, как и раньше, стараемся идти навстречу клиентам и работаем с каждым индивидуально – в зависимости от ситуации идем на уступки, даем скидки, пересматриваем условия сотрудничества. Проектный менеджмент остается для нас приоритетом №1. Если раньше мы строили планы на год, то сейчас составляем квартальный план и ежемесячно вносим правки. Текущие изменения на рынке существенно сказываются на обороте и прибыли. Несмотря на сложности, мы открыли представительство в Казахстане и рассматриваем другие зарубежные рынки».