В начале становления Google решил взять девиз «не быть злыми». Это больше, чем просто слоган, это была миссия для новых «хозяев Вселенной» - группы вундеркиндов отдаленных на 3 тыс. миль от Нью-Йоркских корпоративных преступлений. The Guardian проанализировал текущую ситуацию в крупнейших IT-корпорациях. Потом интернет-компании из калифорнийских гаражей катапультировались на Нью-Йоркскую фондовую биржу. К сожалению, как только Amazon, Apple, Facebook и Google стали одними из самых богатых и могущественных компаний мира, их благонамеренный капитализм начал напоминать безжалостные корпорации.
На днях разразился корпоративный скандал из-за высоких требований, которые Джефф Безос предъявляет к работникам Amazon. Хотя гигант электронной коммерции продолжает свою амбициозную игру, чтобы продавать постоянно, продавать всем и продавать всё, нынешние и бывшие сотрудники жалуются на ненормированный рабочий день и на требование компании быть доступным 24 часа в сутки, чтобы отвечать на электронные письма. Сотрудникам советуют писать жалобы менеджерам и проявлять соответствующую реакцию на политику завышенных стандартов компании. И горе тем, кто страдает от выкидыша или рака – они не найдут сочувствия у коллег и руководства. Безос же ответил на эти претензии в служебной записке, полученной GeekWire, написав, что статья «не описывает Amazon, который я знаю или отношения, с сотрудниками с которыми я работаю каждый день».
Но очередной мыльный пузырь ІТ-индустрии лопнул. Идея рабства сотрудников IT-сферы противоречит образу Кремневой Долины, созданным и поддерживаемым поп-культурой и самими компаниями. В нем сотрудники занимают утопически-привлекательные рабочие места, питаются блюдами от шеф-поваров и постоянно играют в настольный теннис и компьютерные игры, поскольку работодатели понимаю прямую зависимость между качеством работы и отдыха. Конечно, ІТ работники работают тяжело. Но все ради того, чтобы разделить славу (и прибыли) их корпоративных повелителей. Эта идея появилась в 1950-х с компании Fairchild Semiconductor, которая стала прототипом нынешних фирм Долины. Каждый ее сотрудник был акционером. Сегодня многие технические работники – в Amazon и в других компаниях – чувствуют себя не двигателями прогресса, а винтиками в системе.
В то время как обращение с работниками Amazon можно считать несправедливым, его нельзя считать незаконным. Достаточно вспомнить методы работы Стива Джобса, который стал эталоном для многих. Из-за этих методов, зарплаты сотрудников Apple, Google, Intel, Adobe и других значительно снизились в начале двухтысячных. Джобс, а потом и глава Google Ерик Шмидт имели секреты – преступное соглашение не привлекать к работе инженеров из компаний друг друга, что позволяло им искусственно держать зарплату на определенном уровне. По некоторым сведениям, Джобс, однажды узнав, что Гугл уволила HR-менеджера, который хотел нанять одного из инженеров Apple, послал в Google письмо со смайлом.
Такие же компании как Uber и Airbnb позиционируют себя как маленькиепредприятия, хотя на самом деле их платформы структурированы так, чтобы использовать миллионы рабочих без соблюдения трудового законодательства. Несмотря на то, что водители Uber работают в качестве наемных работников, они не получают страховые выплаты и деньги на ежедневные издержки. Airbnb, очень доброжелателен к клиентам, но неохотно компенсирует арендаторам ущерб от посетителей.
В IT-компаниях также есть огромный разрыв между зарплатами СЕО и рядовых сотрудников, что ухудшает и без того непростую ситуацию неравенства доходов в США. В 2011 году, Тим Кук заработал в 6258 раз больше, чем его сотрудники. Джон Донахью (eBay) заработал в 656 раз больше своих сотрудников в 2012 году, а Ларри Эллисон (Oracle), несмотря на заявленную зарплату в $1, получил в 1287 раз больше, чем его рабочие, в виде опционов на акции и других дивидендов. Конечно, генеральные директора таких компаний должен получать больше обычного сотрудников из-за масштаба деятельности, но многие эксперты подвергают сомнению такие стимулы и вознаграждения.
ІТ-компании также числятся среди крупнейших нарушителей в США, когда дело доходит до уклонения от налогов. По сведениям американских активистов, Apple недоплачивает государству налогов на $157,8 млрд – больше, чем любая другая компания из списка Fortune 500 . Большая часть этих денег укрывается в оффшорах, таких как Каймановы острова, где ставка корпоративного налога практически нулевая. Apple – компании, которая в настоящее время является самой прибыльной в мире – платит иностранной налоговой лишь 2% в течение последнего финансового года. Количество общественных работ, которые могли бы финансироваться, если бы Apple отдавала более справедливую долю своей прибыли в США – где она продает больше iРhone, чем в любой другой стране – просто не счесть.
В 2013 году Шмидта критиковали за интервью, в котором он усомнился в девизе «не будь злым». В то время как многие выразили сожаление по поводу мыслей Google о том, что доброта – нежизнеспособная бизнес-модель, другие нашли честность Шмидта приемлемой. После 2010 года, только самые наивные потребители могут думать, что Google больше заботился о том, чтобы делать хорошие вещи, чем о получение прибыли. Так же, как некоторым из основателей Кремниевой Долины, защитникам корпоративной ответственности и противникам неравенства больше понравилась бы работа с новым «корпоративным дворянством», чем с «баронами-разбойниками», которые сформировали американский капитализм. Но давайте не будем обманывать себя: новый босс такой же, как старый.